Андрей Майданский
Предисловие
«Логос», 1 (2009), с. 3-5
«Диалектика идеального» написана Эвальдом Васильевичем Ильенковым
в середине 70‑х годов. Предлагаемая читателю «Логоса» исходная версия
работы ранее не публиковалась. Машинописная копия сохранилась в архиве А.А. Сорокина,
которому ее передал сам Ильенков. Мне хотелось бы выразить благодарность Александру
Александровичу за присланную рукопись и рассказ о связанных с нею событиях, свидетелем
которых он был, работая в Институте философии и тесно общаясь с Ильенковым.
Документ представляет собой копию, выполненную машинисткой Института
философии (Ильенков обычно печатал свои тексты в единственном экземпляре на трофейной
пишущей машинке с легко узнаваемым шрифтом). Объем – 85 страниц. Опечаток мало
и те почти все исправлены. На полях и между строк рукописи – карандашные пометки рецензентов.
К весне 1976 года сектор диалектического материализма подготовил
двухтомный труд, одной из глав которого была «Диалектика идеального». Решение
о публикации принималось на заседании Ученого совета. Дирекция Института философии,
во главе с Б.С. Украинцевым и его замом Ю.А. Сачковым, организовала разгром сборника,
негласно заменив ранее назначенных рецензентов (кроме одного – А.С. Богомолова).
Обсуждение велось в агрессивном тоне, с идеологическими акцентами, причем основной
удар пришелся по «Диалектике идеального».
«Создавалось впечатление, что рецензируется не двухтомная работа,
объединившая десяток авторов, а лишь одна эта глава, – вспоминает А.А. Хамидов,
бывший в ту пору аспирантом Ильенкова. – Эвальд Васильевич слушал, слушал, а
потом сказал с места: “Ну, можете считать это моей творческой неудачей и снимите
главу”» 1.
Ученый совет постановил отправить сборник на доработку, сняв две
главы – «Диалектику идеального» Ильенкова и следующую за ней – «Историзм логических
форм» Сорокина. Вместе с другими членами совета за это решение голосовал и бывший
научный руководитель Ильенкова академик Т.И. Ойзерман. В совет был представлен
лишь один положительный отзыв – от Л.К. Науменко, работавшего в те [3] годы
в должности заместителя главного редактора журнала «Коммунист». Лично на собрании
он не присутствовал.
Автору так и не довелось увидеть «Диалектику идеального» напечатанной.
Шесть раз (!) Украинцев вычеркивал ее из планов издания. Правда, в 1977
году часть рукописи появилась на английском языке, в «сокращенном и исправленном»
переводе кембриджского слависта Роберта Дэглиша 2.
Русская версия – тоже в сокращении и под «исправленным» заглавием – увидела свет
в журнале «Вопросы философии» почти сразу после трагического ухода Ильенкова
из жизни в 1979 году 3. «Диалектика
идеального» претворила в жизнь гиперболу Барта: рождение Читателя пришлось оплачивать
смертью Автора.
Следующие две публикации «Диалектики идеального» были опять-таки
сокращены редакторами и различаются между собой: версия 1984 года 4
по объему заметно превосходит версию 1991 года 5,
однако в последней имеются места, отсутствующие во всех предыдущих изданиях.
Ко всему прочему в версии 1991 года масса опечаток, выпавшие там и сям слова и отрывки фраз.
Предлагаемый ниже текст максимально близок к оригиналу. Сокращений
и смысловой правки в нем нет, исправлены лишь грамматические ошибки. Характерная
для ильенковского письма нестандартная расстановка дефисов где возможно сохранена.
В более поздние версии «Диалектики идеального» Ильенков внес некоторые
изменения, перестановки и дополнения. Прибавил несколько критических «ребер жесткости»,
удалил из второй половины работы десятка два фраз (любопытно, что в семи из них
фигурировала категория отражения) и два больших абзаца, посвященных «феномену
Поппера» в эволюции неопозитивизма.
Наверняка Ильенков опечалился бы, узнав, что в его теории идеального
видят аналог попперовского «третьего мира» (World 3) 6.
Как едко заметил на это С.Н. Мареев, понимать Ильенкова через Поппера [4] – дело
совершенно безнадежное, ведь анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны, а
не наоборот. Теперь читатель получает возможность ознакомиться с собственной
оценкой Ильенкова: концепция «третьего мира» представляет собой «запоздалую разновидность
архаического объективного идеализма, очень напоминающую традиционный платонизм».
Реальным Ильенков считал один единственный мир –
«мир движущейся материи». Это она, мировая материя, сама в себе и через себя идеально
«представляется», обнажая свою сокровенную суть – законы природы – в процессе
трудовой деятельности высших ее творений – мыслящих существ. Если в глазах некоторых
таких существ от этого диалектического круговращения материи внутри себя самой
мир начинает троиться, тут медицина бессильна: читайте Спинозу, люди,
– трижды в день натощак по десять страниц...
В целях максимальной полноты представления текста мы сочли нужным
включить в него строки, добавленные Ильенковым в последующие версии «Диалектики
идеального» (эти строки помещены в фигурные скобки, тильдой помечены замены
отдельных слов и фраз). Тем самым читатель обретает редкую возможность проследить
развитие авторской мысли, создающей один из шедевров мировой философии XX века. [5]
1 Хамидов А.А. Из памяти об Э.В. Ильенкове // Э.В. Ильенков в воспоминаниях. М., 2004.
2 Ilyenkov E. The Concept
of the Ideal (translated, abridged and amended by Robert Daglish) // Philosophy
in the USSR: Problems of Dialectical Materialism. Moscow: Progress, 1977, pp.
71-99. Первые несколько абзацев этой статьи, рискну предположить, принадлежат
не Ильенкову, а Дэглишу. Между прочим, в переводе Дэглиша вышел также шолоховский
«Тихий Дон». Остается надеяться, что не «исправленный».
3 Ильенков Э.В. Проблема идеального
// Вопросы философии. 1979. № 6, с. 128-140 и № 7, с. 145‑158.
4 Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984, с. 8‑77.
5 Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991, с. 229-270.
6 Открывая посвященный творчеству Ильенкова
симпозиум в Хельсинки, нынешний ректор Института философии Илкка Ниинилуото поделился
воспоминанием: «В конце 1970-х я прочел английский перевод статьи Ильенкова “Понятие
идеального”, найдя ее поразительно схожей (strikingly similar) с концепцией третьего
мира человеческих общественных структур у Карла Поппера» (
Niiniluoto I.
Opening words // Evald Ilyenkov’s Philosophy Revisited. Helsinki: Kikimora Publications, 2000, p. 8).