Заключение
Исследование проблем логики, теории познания, проведенное Марксом
в 1857 году, в преддверии той колоссальной работы по теоретическому осмысливанию
экономического материала, фактов истории капитализма, которая завершилась созданием
бессмертного «Капитала», явилось важнейшим этапом в развитии философии марксизма,
в развитии гносеологии диалектического материализма.
Работа над проблемами логики, гносеологии не была для Маркса самоцелью.
Необходимость разработки вопросов метода научного познания вызывалась прежде
всего потребностями научного изучения действительности и непосредственно экономической
действительности. Именно благодаря тому, что в постановке и решении специально-гносеологических
проблем Маркс руководится прежде всего теми целями и задачами, которые ставит
перед философией развитие конкретного научного познания действительности, трудности
этого развития, именно благодаря тому, что в решении философских проблем он не
остается «на почве самой философии», а основывает свои выводы прежде всего на
основе анализа действительного развития научного познания действительности, на
основе анализа развития конкретных наук, – именно благодаря этому подходу к проблемам
гносеологии, логики, теория познания превращается в могучее средство,
орудие научного исследования действительности. Именно благодаря этому философия,
логика, гносеология становится не только и не столько «обобщающей» наукой, наукой,
задним числом обобщающей уже достигнутое конкретными науками, и лишь задним числом
могущей отличить истину от заблуждения, сколько наукой, вооружающей умением достигать
познания объективной истины, умением правильно решать в ходе познания те трудности,
которые связаны с диалектической природой самого процесса отражения вне и независимо
от сознания существующего и развивающегося мира, умением обращаться с понятиями,
с категориями в соответствии с их собственной природой, а не вопреки ей.
Диалектико-материалистическая логика, гносеология, развитая на
этой основе, начинает играть действительно активную роль в процессе развития
конкретно-научного познания закономерностей природы и общества.
Бессмертный образец такого подхода к вопросам логики, теории познания,
одинаково плодотворного как для самой логики, так и для развития конкретно-научного
познания, совершающегося на основе тех требований к мышлению, которые разрабатываются
логикой, и представляет собой гениальное «Введение к критике политической экономии».
Исследование логического процесса, процесса мышления, понимаемого
как специфический процесс развития, и выработанные на основе этого исследования
требования к теоретическому мышлению и обеспечили Марксу ту «свободу движения
в материале», которая, по его собственному выражению, «есть не что иное, как
парафраз известного метода изучения материала, – именно диалектического
метода» 1.
В этом, прежде всего, непреходящее научное значение тех философских
идей, которые развиты Марксом в его гениальной работе «К критике политической
экономии» и непосредственно во «Введении» к этой работе.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. XXVI, с. 58.