2. Термин «конкретное» и его историческая судьба.
(Метафизический способ мышления и эмпиризм)
Традиция, дожившая до наших дней в ходячем словоупотреблении, зачастую
связывает «конкретность» с непосредственно-чувственным способом осознания вещей
и явлений окружающего мира, с чувственной полнотой и наглядностью представлений
о них. В этом смысле термин «конкретное» употребляется и в наши дни сплошь и
рядом. Для этого имеются известные основания, и было бы пустым педантизмом возражать
против такого словоупотребления. Беда не в этом. Беда начинается тогда, когда
это словоупотребление намеренно или нечаянно переносят в философию – здесь оно
сразу приводит к неточности и к путанице.
Употребляя термин «конкретное» как синоним чувственной наглядности
знания о предмете, изображения предмета, редко отдают себе отчет в том, что это
словоупотребление теснейшим образом (и исторически и по существу) связано с давно
отжившими свой век (а ныне ставшими реакционными) системами философских взглядов
на вещи и на процесс их познания.
Редко отдают себе полный отчет в том, что такое словоупотребление
предполагает в качестве молчаливо и бессознательно принимаемых предпосылок целую
систему гносеологических представлений.
Классическую, то есть систематически продуманную во всех следствиях
форму, это понимание «конкретного» обрело в философии XVII-XVIII вв., отразившей
решительный и широкий поворот к опытному исследованию природы, поворот, совершавшийся
в острой борьбе со схоластическими традициями средневековой науки.
На первых порах философия, отражавшая в обобщенной форме настроения
и практику современного ей естествознания и разрабатывавшая соответствующую теорию
научного познания, неизбежно должна была, выражая свои идеи, пользоваться языком,
созданным схоластикой. Все без исключения термины, которыми пользуются представители
философии XVII-XVIII вв., ведут свое происхождение от той самой схоластики, которую
она оспаривает. С помощью тех же самых терминов выражаются полярно противоположные
взгляды.
И – как это ни удивительно – понимание «конкретного» как чувственно
воспринимаемой полноты явлений, окружающих человека, ведет свое происхождение
вовсе не от материализма, а от средневековой схоластики.
Термин «конкретное» в его первоначальном латинском значении означает
попросту нечто сложное, составленное, сращенное, смешанное. Сделавшись термином
философским, войдя в обиход философского языка, он, естественно, приобрёл (уже
на закате античного мира) и довольно определенное теоретическое содержание, зависящее
каждый раз от той системы взглядов, которую с его помощью стали выражать. Характерное
для христианской схоластики презрение к чувственно данному миру отразилось на
судьбе термина таким образом, что им стали обозначать «смертные», «тленные» –
составленные, а потому и обреченные на рассыпание единичные вещи, имевшие в глазах
схоластической философии весьма ничтожную ценность.
«Конкретному», то есть чувственно воспринимаемому миру единичных
вещей, миру смертному, тленному и презренному, схоластика противопоставила мир
нетленных, бессмертных, умопостигаемых, «вечных» сущностей, царство рафинированного
умозрения. Отсюда как раз и происходит то антикварное почтение к «абстрактному»,
над которым впоследствии так едко издевался Гегель.
Молодая, полная сил наука, начавшая вместе с материалистической
философией разрушать устои средневекового мировоззрения и пользовавшаяся на первых
порах терминологией врага, придала и терминам «абстрактное» и «конкретное» свой,
прямо противоположный по своему теоретическому содержанию смысл.
«Конкретным» она, как и схоластика, называла по-прежнему те же
единичные вещи и явления. То есть смысл термина остался один и тот же, но содержание
понятия оказалось прямо противоположным.
Многообразный, чувственно воспринимаемый человеком мир единичных
вещей и явлений стал теперь в глазах человека той единственно достойной уважения
и изучения реальностью, по сравнению с которой мир теоретических формул оказывался
лишь бледной тенью, обедненным выражением, слабым схематическим подобием, очень
несовершенным, сухим и тощим – «абстрактным»...
Да он и в самом деле был в то время именно таким. Наука делала
лишь первые шаги, и накопленный багаж ее был несравнимо мал по сравнению с тем,
что предстояло ей сделать. Безбрежный океан природных явлений и воодушевлял философию
своим величием, и одновременно оказывался подавляющим масштабом для добытых знаний.
«Конкретное» все теснее связывалось и в представлении людей и в
философской терминологии с образом бесконечного разнообразия явлений окружающего
мира, того мира, который человек видит, слышит, осязает, обоняет, воспринимает
всеми чувствами, данными ему опять той же природой.
Но специальный анализ хода и результатов познания очень скоро обнаружил,
что дело выглядит далеко не так просто, как это может показаться на первый взгляд.
Всё более обострявшаяся борьба материализма и идеализма, эмпиризма и рационализма
вскрыла целые комплексы, узлы и гнезда проблем, связанных с процессом отражения
окружающего мира, мира «конкретных» вещей в сознании человека, вынужденного сводить
итоги познавательных усилий в «абстрактные» теоретические формулы.
И чем обширнее становилась область уже завоеванная знанием, духовно
усвоенная человеком, тем более возрастала роль уже накопленного знания для дальнейшего
продвижения вперед, тем острее и острее становилась потребность уяснить взаимоотношение
между миром вещей и миром идей, взаимоотношение, с каждым днем все усложнявшееся,
с каждым новым успехом знания становившиеся все непонятнее.
Всё более и более четко определявшаяся тенденция эмпиризма в философии,
хотя и не совпадающая до конца с материализмом, но очень тесно с ним связанная,
стала обнаруживать свою крайнюю недостаточность. Все исторически неизбежные ограниченности
эмпиризма как гносеологической установки, как принципиальной позиции в философии
отразились, естественно, и на толковании проблемы отношения абстрактного и конкретного.
Согласно последовательно и систематически проведённому через всё
понимание эмпиризму человек посредством своих органов чувств воспринимает вещи
именно такими, каковы они «на самом деле».
Но уже сама реальная практика науки – не говоря уже о гносеологических
возражениях, основывавшихся на тщательном анализе познавательных способностей
человека – свидетельствовала о другом.
Материализм – если он хотел быть теорией, соответствовавшей реальной
практике познания – не мог не быть механическим материализмом. А это означало
в итоге, что значение объективного качества явлений окружающего мира он вынужден
был признавать только за протяженностью, только за пространственно-временными
характеристиками чувственно воспринимаемых вещей и явлений.
Объективная реальность в представлении и Декарта, и Гоббса – это
реальность геометрическая. Всё, что не может быть сведено к геометрическим отношениям,
последовательно мыслящий механистический материалист вынужден истолковывать как
продукт деятельности органов чувств, не имеющий ничего общего с самими вещами,
– то есть как чисто субъективную иллюзию.
Между миром вещей и миром научного знания тем самым разглядели
промежуточное звено – чувственность, которая, если и не абсолютно искажает вещи,
то, во всяком случае, показывает их не совсем такими, каковы они есть «на самом
деле». Чувственно данный образ вещи – чувственно-конкретный ее образ – предстал
с этой точки зрения как весьма сильно субъективно окрашенная копия с бесцветного
геометрического оригинала. Задача мышления стала в связи с этим определяться
уже по-иному – для того, чтобы добыть чисто объективное знание, нужно смыть с
чувственно данного образа вещи все лишние, привнесенные органами чувств краски.
Обеднение чувственно данного образа вещи, абстрактное извлечение
из него только геометрической формы уже оказывалось не уходом, не отлетом от
истинной действительности, а, наоборот, первым приближением к ней.
Вся конкретная полнота вещи оказалась лишь субъективной иллюзией,
а мир вещей стал абстрактно-геометрическим.
Абстрактное знание заключенное в сухих математических формулах
и законах опять начинает расцениваться – хотя и с прямо противоположных позиций,
– как более истинное, нежели «конкретное», непосредственно воспринимаемая органами
чувств картина. Любая единичная вещь начинает пониматься как более или менее
случайное сочетание одних и тех же во всех случаях элементов, частичек, атомов.
«Конкретное» опять утратило всякую цену в глазах науки и философии,
отражавшей успехи научного познания. Иными словами, философия эмпиризма (поскольку
она не отказывалась от материалистического принципа) неизбежно, волей-неволей,
пришла к выводу, прямо противоположному ее исходному убеждению.
Последовательный эмпиризм исходит из того, что вне человека с его
органами чувств и с его мышлением находятся конкретные вещи и явления, а «абстрактное»
есть продукт человеческой головы, нечто, находящееся только в мышлении.
Но ведь подлинный смысл его позиции оказывался в итоге как раз
обратным: вне человека существуют только абстрактно-геометрические частицы, сочетающиеся
по абстрактно-математическим законам, а «конкретное» имеет место лишь в субъекте,
лишь в его органах чувств, лишь в его сознании...
Путь науки и рисуется с этой точки зрения как путь, ведущий от
конкретного (как неистинного, как субъективного) – к абстрактному. Мышление смывает,
стирает с «конкретного» образа вещи все лишние, все привнесенные чувственностью
краски и тем самым добывает истинное знание, соответствующее объекту.
В связи с этим находится и представление об анализе, об индукции
как об основной форме деятельности разума. От частного – к общему, – так идет,
с точки зрения эмпирика, познание явлений. Акт выработки понятия начинает рассматриваться
крайне односторонне – как акт отвлечения «общего» от множества единичных случаев,
как отыскание общего правила, которому подчиняются разнообразные явления.
И совсем не случаен тот факт, что эмпиризм и сенсуализм в теории
познания всегда обнаруживают более или менее явственную тенденцию к номинализму.
Любое понятие (кроме математических) по существу приравнивается к общему термину,
выражающему или сходство или чувственно воспринимаемое отношение между вещами.
Критерием истинности понятия тем самым оказывается его прямое соответствие чувственно
воспринимаемому образу вещи.
И – поскольку эмпирик остается на позициях материализма, и, следовательно,
полагает, что истинное знание о природе выражается только на языке чисел, – он
все остальные понятия истолковывает только как общие термины, служащие человеку
для упорядочения «опыта», для удобства запоминания, для общения с другим человеком
и т.д. и т.п.
Понятие как структурная единица, как «клеточка» мышления тем самым
и приравнивается к выражению чувственно воспринимаемого сходства между единичными
вещами в слове, в речи, в языке, а исследование процесса образования понятия,
как правило, сводится к анализу процесса образования абстрактных имен. В этом
смысле очень характерны исследования Локка, родоначальника гносеологии одностороннего
эмпиризма.
При этом неизбежно все логические категории растворяются в психологических
и даже в грамматических. Для Гельвеция, характернейшего представителя материалистического
сенсуализма, «метод абстракции» прямо определяется как способ, как способность
«запоминания наибольшего количества вещей»; тот же Гельвеций видит в неправильном
употреблении имен одну из самых фундаментальных причин заблуждения.
Нельзя не упомянуть, что идеалистический вариант локковского эмпиризма,
классическую форму которому придал Беркли, превращает все без исключения категории
и понятия в «слова», за которыми нелепо искать какого-либо реального смысла.
То же самое делает и Юм в своих атаках на такие категории, как причинность, необходимость
и пр. Все они превращаются лишь в обозначения «общего» в идеалистически трактуемом
«опыте». Так что субъективный идеализм Беркли и скептицизм Юма – это законное
дитя эмпиризма, его слабости, систематизированные и принявшие самостоятельный
образ.
Чрезвычайно характерно, что ни один из представителей эмпиризма
и сенсуализма XVII-XVIII вв. не внес ничего сколько-нибудь существенного
в разработку собственно логических проблем – в исследование закономерностей рациональной,
логической обработки чувственных, эмпирических данных. Поскольку материалист-метафизик
касается этой сферы, все его старания, как правило, ограничиваются лишь тем или
иным (чаще всего психологическим) обоснованием справедливости, применимости или
негодности старинных логических форм, вскрытых еще трудами Аристотеля.
Это и неудивительно. С точки зрения номиналистической трактовки
проблемы понятия и невозможно всерьез поставить вопрос о специфических законах
и формах логического процесса, процесса логической обработки опытных данных,
потому что его точка зрения не даёт даже возможности четко отличить логический
процесс от простого пересказывания эмпирических данных в речи, в формах языка,
в словах и терминах.
Ограниченность изложенной позиции выявилась уже простым сравнением
ее с тем, что и как делало в процессе научного познания современное ей естествознание,
реальное мышление, направленное на обработку чувственных эмпирических данных.
Уже сам Локк приходит к вполне справедливому выводу, что целый ряд важнейших
понятий не может быть оправдан путем показа их соответствия тому общему, которое
можно усмотреть в чувственно созерцаемых вещах, не может быть показан как отражение
чувственно воспринимаемого сходства множества единичных вещей. Обосновать категорию
«субстанции» с точки зрения материалистического сенсуализма и эмпиризма ему уже
никак не удаётся.
Но дело, конечно, заключалось не только в категории «субстанции»,
а в том, что логические представления, развитые школой Локка, соответствовали
лишь психологической поверхности реального логического процесса. Вряд ли удалось
бы Локку философски обосновать и оправдать правоту Коперника против Птолемея.
Последний со своей системой гораздо ближе соответствовал тому, что человек ежедневно
и еженощно созерцает в виде «общего в опыте». Принципиально невозможно оправдать
хотя бы один из законов Ньютона тем, что он правильно отражает общее в чувственно
созерцаемых фактах. Эмпирия свидетельствует как раз об обратном.
Всё дело заключалось в том, что позиция метафизического материализма
не позволяла разглядеть подлинной реальности логического процесса как реальности
общественно-исторической. Отдельный мыслящий и обобщающий чувственные факты индивид
неведомо для него включен в сложнейший процесс развития знания, обладающего законами,
которые как раз и составляют Логику человеческой мыслительной способности. Но
эта подлинная реальность логического процесса остаётся вне сферы внимания материалиста-метафизика.
Поэтому операция отвлечения общего, сходного, одинакового в чувственно
созерцаемых фактах на самом деле совершается в русле сложнейшего процесса, процесса
общественно-исторического развития научного знания. Но в глубины этого процесса
ни один материалист-сенсуалист не заглядывал. Оставалась для него неведомой и
действительная основа развития познания – процесс чувственно-практического овладения
общественным человеком объективной реальности...