4. Муки рождения диалектики. Кант
Всемирно-исторической заслугой немецкой классической философии,
ее непреходящим рациональным зерном, является именно детальная и основательная
критика ограниченностей метафизического метода мышления. В ней впервые – правда,
сквозь мистифицирующую призму идеализма – философия разглядела связь явлений
познания с активно-практической деятельностью общественного человека. Величайшей
заслугой родоначальника немецкой классической философии – Канта – было его стремление
и умение подытожить основные принципиальные разногласия предшествующего философского
развития, придать им антиномическую остроту выражения, проанализировать и выявить
молчаливо и безотчётно принимаемые метафизическим мышлением предпосылки. Правда,
на сами эти предпосылки Кант не покушается: более того, он увековечивает их как
прирождённые свойства разума. Но – выставив их перед сознанием в обнаженном виде,
Кант – хотел он того или не хотел – объективно поставил вопрос об их преодолении.
Принципы рационализма и эмпиризма, непримиримо противостоявшие
ранее друг другу в виде борющихся систем, благодаря Канту превратились в антиномии
внутри одной, внутри его системы. Резкий метафизический разрыв теоретического
и практического разума, опытных и априорных суждений, анализа и синтеза, общего
и единичного, целого и части – весь комплекс противоречий, к которым неизбежно
приходит метафизическое мышление, Кант выставил перед философией как решающую
проблему.
Философия Канта и сыграла в истории философии свою роль, прежде
всего, как трезвая и беспощадная исповедь метафизического метода мышления перед
самим собой, перед своими собственными фундаментальными принципами, до тех пор
принимавшимися безотчётно и некритически. Для правильной постановки вопроса об
отношении абстрактного и конкретного кантовская критика подготавливала почву
прежде всего своим анализом антиномий, заключенных в категории общего и индивидуального,
части и целого, простого и сложного, и других категориях, непосредственно связанных
с проблемой абстрактного и конкретного, а также своим разделением суждений на
опытные и априорные, на аналитические и синтетические.
Ядро проблемы способности мыслить Кант, как известно, усмотрел
в тайне априорных синтетических суждений, суждений, содержащих в себе нечто большее,
чем просто выражение «общего» в созерцаемых явлениях, а именно – гарантию всеобщности
и необходимости. Тем самым Кант отставил в сторону – как не представляющий
ничего трудного и загадочного – вопрос о способности активно подмечать общее
в эмпирических фактах и фиксировать его в форме абстрактного термина. Этим Кант
высказывает лишь ту простую истину, что придать чувственно данному явлению абстрактное
выражение – еще не значит познать его. Тут пока нет еще ничего нового по сравнению
с аргументами Лейбница против эмпирической теории понятия, образец которых мы
приводили выше.
Канта интересует другое: на какие основания опирается мышление,
когда оно на основании ограниченного (конечного) круга чувственно данных фактов
делает обобщение, претендующее на всеобщее и необходимое значение, «бесконечное»
обобщение? То есть: если согласиться с гносеологией Локка-Гельвеция, согласно
которой понятие вырабатывается в качестве абстракции от единичных случаев, данных
созерцанию, то встаёт следующий вопрос – где гарантия на тот счет, что с любым
обобщением не может вдруг случиться такой неприятности, какая произошла с суждением
«все лебеди белы»? Где гарантия всеобщности и необходимости суждения «все тела
природы протяженны?» Итак, даже в том случае, если обобщение может быть истолковано
как абстракция от образов созерцания, как общее в этих образах, то главная теоретико-познавательная
проблема еще впереди. Она заключается в анализе оснований, согласно которым можно
отделить чисто случайное «общее» от такого общего, которое представляет интерес
для науки, от общего необходимо принадлежащего вещам, данным в созерцании. Но
на этот счет созерцание как таковое не может дать ответа. Всегда остается возможность,
что в тысяче первом случае свойство, постоянно наблюдавшееся ранее, вдруг окажется
отсутствующим...
Еще острее проблема выступает при анализе таких обобщений, которые
уже невозможно оправдать как непосредственное выражение общего между вещами и
явлениями, данными в созерцании, обобщений, в которых содержится знание, прямо
противоречащее общему в образах созерцания. Положение физики Галилея – Ньютона,
согласно которому тело, к которому приложена постоянная сила, движется с ускорением,
в эмпирическом опыте, в фактах, открытых эмпирическому созерцанию, не оправдывается.
Общему в опыте гораздо больше соответствует аристотелевское мнение о постоянстве
скорости такого тела. Закон Ньютона оказывается истинным лишь при отвлечении
от ряда условий, которых «на самом деле», эмпирически, отключить нельзя. Кант
вплотную подходит к выводу, что подлинная задача логического анализа теоретических
обобщений, подлинная задача Логики как науки заключается в выявлении категориальных
оснований как высших оснований теоретического обобщения, теоретической абстракции,
чем [Кант] и подготовил почву для гегелевской логики. Но категории Логики
– такие категории, как сущность, явление, общее, индивидуальное, целое, часть
и т.д., – в максимальной мере обнаруживают трудность, совершенно непреодолимую
для метафизического мышления: они уже никак не могут быть объяснены и оправданы
как простое выражение «общего» в чувственно созерцаемых явлениях. В этом убедился
уже Локк в своих попытках проанализировать категорию «субстанции».
Подлинным основанием этих категорий – что показали впервые Маркс
и Энгельс – является не созерцание, а чувственно-практическая деятельность общественного
человека, целесообразная деятельность, активно изменяющая внешний мир. И
критика Канта, расшатавшая «точку зрения созерцания», поставила вопрос о связи
теоретической деятельности субъекта с деятельностью целенаправленного изменения
чувственно данного мира явлений. И в этом свете совершенно по-новому предстала
перед философией проблема познания в целом, и проблема связи абстрактного и конкретного
в частности.