8. Чувственность и сознание
Теоретическая оценка этого обстоятельства ставит анализ процесса
познания перед новой трудностью, перед проблемой, которая оказывается роковой
для любой формы материализма, кроме диалектического. Это – проблема отношения
чувственности и сознания. В этом плане показателен пример того же Фейербаха,
который видит эту проблему, остро высказывает ее – и не в состоянии решить ее
иначе, как идеалистически.
Этим камнем преткновения созерцательно-метафизического материализма,
теории отражения, исходящей из точки зрения «абстрактного индивида», оказывается
проблема отношения чувственности как таковой, как физиологического аппарата,
в общем и целом тождественного и у человека и у животного – к сознанию, общественной
природы которого философ совершенно не понимает. Фейербах понимает, что в существе,
в котором проснулось сознание, происходит качественное изменение всего отражательного
аппарата в целом, что сама чувственность такого существа начинает воспринимать
мир по-иному, что глубоко изменяется сам характер чувственного восприятия.
«На животного производят впечатление только непосредственно необходимые
для жизни лучи солнца, на человека – равнодушные лучи отдаленных звезд», – констатирует
Фейербах в начале «Сущности христианства».
Животное действительно «видит» только то, что имеет отношение к
его непосредственной физиологической потребности, характерной для того биологического
вида, к которому оно принадлежит. Равнодушные, «бесполезные и безвредные» лучи
отдаленнейших звезд отражательный аппарат животного попросту не фиксирует, они
бесследно проскальзывают по сетчатке его глаза, не оставляя никакого следа в
системе условных рефлексов, хотя физиология животного и не ставит никакой преграды
для этого.
Фейербах, далее, прекрасно понимает, что философское понимание
чувственности как ступени познания вовсе не совпадает с естественнонаучным, с
физиологическим ее пониманием, что философию интересует вовсе не чувственность
как таковая, не те ее законы, которые совершенно одинаковы у человека с животным,
а специфически человеческий характер чувственного восприятия. Последний же тесно
связан с процессом осознания чувственных данных.
«Вижу ли я без сознания или вовсе ничего не вижу – это одно и тоже.
Только осознанное зрение есть действительное зрение или действительность зрения»,
– справедливо говорит Фейербах. В состав чувственного знания действительно входят
лишь осознанные чувственные впечатления. Все те ощущения, которые проскользнули
мимо сознания, не доведены до сознания, не оставили следа в сознании, не являются
и фактами познания, не являются чувственными данными. Поэтому акт превращения
ощущений в сознательно воспринимаемые чувственные данные предстает как сложнейший
акт деятельности, в котором принимает участие общественная природа человека.
В сознание воспринимается лишь то, что сознание способно вобрать. Последнее положение
представляет собой на первый взгляд лишь тавтологию. Но под этой тавтологией
кроется большая проблема, с которой Фейербах, например, совершенно не в состоянии
справиться.
«Конкретность» сознательно воспринимаемых чувственных данных оказывается
поставленной в прямую зависимость от высоты развития сознания, способности сознавать.
Первобытный человек «видит» с сознанием гораздо меньше, чем современный индивид.
Это значит, что в самом созерцании вещь отражается в голове современного человека
гораздо полнее, гораздо богаче, гораздо «конкретнее», чем в голове первобытного
человека. Способность человечески созерцать совпадает со способностью осознавать
в общественно-развитых формах чувственно предлежащую реальность.
Но проблема развития способности сознавать, сознательно воспринимать
абсолютно не разрешима с позиций созерцательно-метафизического материализма.
Если количество и качество сознательно воспринимаемых впечатлений зависит от высоты
развития сознания, от высоты развития духовной культуры, то чем же, в таком случае,
определяется сама высота развития культуры? – От количества и качества чувственных
впечатлений, воспринятых субъектом, – ответит материалист-метафизик, попадая
в тавтологический круг.