Глава 6. Способ восхождения от абстрактного к
конкретному в «Капитале» К. Маркса
1. Конкретная полнота абстракции к анализа
как условие теоретического синтеза
Рассмотрение логической структуры «Капитала», к которому мы теперь
обратимся, постоянно сопоставляя ее как с логикой движения мысли Рикардо, так
и с теоретическими взглядами предшественников Маркса в области Логики, и должно
прояснить нам логику Маркса в ее реальном практическом применении к анализу фактов,
к анализу эмпирических данных.
Наша задача – выявить и подытожить всеобщие, логические элементы
движения мысли Маркса в экономическом материале, логические формы, применимые
в силу своей всеобщности и в любой другой теоретической дисциплине.
«Капитал», как известно, начинается с тщательнейшего и пристального
анализа категории стоимости, то есть реальной формы экономических отношений,
являющейся всеобщей и простейшей формой бытия капитала. Перед умственным взором
Маркса находится при этом лишь одно-единственное и, как мы уже отмечали, внутри
развитого капитализма крайне редкое фактическое отношение между людьми – прямой
обмен товара на товар. Ничего более – ни денег, ни прибыли, ни заработной платы,
– Маркс на этой ступени намеренно не принимает во внимание. Все эти вещи предполагаются
несуществующими на этой ступени исследования.
И, тем не менее, анализ этой одной формы экономических отношений
дает, как свой результат, теоретическое выражение объективно-всеобщей формы всех
без исключения явлений и категорий развитого капитализма, развитой конкретности,
– теоретическое выражение «стоимости как таковой», всеобщей формы стоимости.
Простейший «вид» существования стоимости и совпадает со стоимостью
вообще, а реальное, фактически прослеживаемое развитие этой формы стоимости в
другие ее формы составляет объективное содержание «дедукции категорий» «Капитала».
«Дедукция» в этом понимании начисто утрачивает свой формальный
характер, которого она так и не утратила у Рикардо: здесь она непосредственно
выражает реальный процесс происхождения одних форм экономического взаимодействия
из других.
И это составляет как раз тот пункт, которого не было ни у Рикардо,
ни у его последователей из буржуазного лагеря.
Понимание всеобщего понятия, лежащего в основании всей системы
категорий науки, примененное здесь Марксом, вовсе не может быть отнесено за счет
специфики предмета политической экономии. Оно отражает в себе всеобщую диалектическую
закономерность развертывания любой объективной конкретности – природной, общественно-исторической
или духовной.
Это понимание имеет значение для любой современной науки. Чтобы
дать конкретное теоретическое определение «жизни» как исходной категории биологии,
чтобы ответить на вопрос: «что такое жизнь вообще, жизнь как таковая?», – надо,
по-видимому, поступить так, как поступил Маркс со стоимостью вообще, то есть
конкретно проанализировать состав и способ существования простейшего проявления
жизни – простейшего белкового тела. Тем самым только и получится единственно
реальная «дефиниция» – раскрытие существа дела.
Тем самым – а вовсе не на пути отвлечения абстрактно-общего от
всех без исключения явлений «жизни», можно действительно научно, действительно
материалистически выразить «жизнь» в понятии – создать понятие «жизни как таковой».
Точно тоже и в химии. Понятие «химический элемент» вообще, как
таковой, не выработаешь на пути отвлечения того общего, того одинакового, что
имеют между собой и гелий и уран, и кремний и азот – все элементы менделеевской
таблицы. Понятие химического элемента можно, по-видимому, получить в детальном
рассмотрении простейшего элемента системы, водорода. Водород в данном случае
предстает как та простейшая структура, при разложении которой вообще исчезают
химические свойства материи, – производим ли мы это аналитическое разложение
реально, экспериментально, или только «в уме». Водород поэтому и есть конкретно-всеобщий
элемент химизма. Всеобщие необходимые закономерности, вместе с ним возникающие
и вместе с ним исчезающие, и суть простейшие закономерности существования химического
элемента вообще. В качестве простейших, всеобщих они встретятся далее и в уране,
и в золоте, и в кремнии. А любой из этих сложных элементов может быть обратно
сведен к водороду, что, кстати, происходит и в природе, и в эксперименте с ядерными
процессами.
Тут, иными словами, осуществляется то же самое живое взаимопревращение
«всеобщего» и «особенного», простейшего и сложного, которое мы наблюдали на примере
категорий «Капитала», где «прибыль» предстает как развитая стоимость, как развитая
простая форма товара, к которой прибыль постоянно «сводится» в реальном процессе
движения экономической системы, а потому и в мышлении, воспроизводящем это движение.
И здесь, как и везде, конкретное всеобщее понятие фиксирует не пустую отвлеченность,
а реальную, объективную простейшую форму существования всей системы в целом.
Стоимость вообще (как таковая), «жизнь вообще», «химический элемент»
– всё это понятия в полной мере конкретные. Это означает, что отражаемая ими
реальность есть фактически, объективно существующая сейчас (или когда-либо существовавшая)
реальность, сама по себе, а не только в виде «абстракта» от других особенных
развитых форм существующая реальность, которая именно поэтому может быть реально
исследована, получена в эксперименте и т.п.
Если же понимать стоимость (как и любую другую всеобщую категорию)
лишь как отражение абстрактно-всеобщих признаков, которыми обладают все без изъятия
развитые особенные явления, то ее как таковую попросту невозможно было бы исследовать
«саму по себе», в строжайшем отвлечении от всех этих развитых явлений. В этом
случае анализ «всеобщего» был бы невозможен ни в какой другой форме, кроме формального
анализа понятия. Ведь в чувственно данном мире действительно нет и не может
быть ни «животного вообще», ни «химического элемента как такового», ни «стоимости»
в том их виде, в каком их понимала формальная логика. В таком виде они действительно
существуют лишь в голове.
Именно поэтому у Рикардо не возникает и подозрения на этот счет,
что «стоимость» должна быть исследована конкретно по ее форме, что ее вообще
можно исследовать «как таковую», в строжайшем отвлечении от прибыли, ренты, процента,
капитала и конкуренции...
Именно поэтому его абстракция стоимости обладает, как показал Маркс,
двояким недостатком»: она, во-первых, неполна – то есть в ней не произошло
действительного отвлечения от вещей, не имеющих отношения к ее внутренней природе,
а, во-вторых, она формальна и уже в силу своей формальности неверна.
Вот категорическая и ясная характеристика научной абстракции (понятия,
категории) стоимости у Рикардо данная Марксом:
«По отношению к первому [имеется в виду всеобщий закон – Э.И.]
его абстракция слишком неполна, по отношению ко второму [имеется в виду «эмпирическая
форма явления» – Э.И.] она есть формальная абстракция, которая сама по
себе неверна» 1.
Нетрудно сформулировать собственный взгляд Маркса на всеобщую категорию,
предполагающийся в этой оценке. Абстракция должна быть, во-первых, полной, а
во-вторых, не формальной, а содержательной. Только в этом случае она будет верной,
объективной.
Что это, однако, значит?
Мы уже показали, что «полнота» абстракции предполагает, что в ней
выражаются непосредственно не абстрактно-всеобщие «признаки», свойственные всем
без исключения особенным явлениям, к которым всеобщая абстракция относится, а
совсем иное – конкретные теоретические характеристики объективно-простейшего
нерасчленимого далее элемента системы взаимодействия, «клеточки» исследуемого
целого.
В случае с системой товарно-капиталистической системы взаимодействия
между людьми в процессе общественного производства материальной жизни такой клеточкой
оказывается товар, простая товарная форма взаимодействия. В биологии, по-видимому,
такой клеточкой является простейшая белковая структура, в физиологии высшей нервной
деятельности – условный рефлекс, и т.д.
В этом пункте вопрос о «начале науки», об исходной всеобщей категории,
лежащей в основании всей системы конкретных категорий науки, перекрещивается
с вопросом о конкретности анализа, аналитического расчленения предмета, и об
объективно допустимом пределе аналитического расчленения.
Конкретный теоретический анализ вещи предполагает, что вещь аналитически
расчленяется не на равнодушные к ее специфике «составные части», а на специфически
характерные только для этой вещи, внутренне связанные друг с другом необходимые
формы ее существования.
В этом отношении «аналитический метод» Маркса полярно противостоит
так называемому «односторонне аналитическому методу», пример применения которого
представляет собой классическая буржуазная политическая экономия «Односторонне
аналитический метод», унаследованный экономистами XVII‑XVIII вв. от
современного им механического естествознания и философии эмпиризма (непосредственно
через Локка), полностью соответствует представлению о предметной реальности как
о своеобразном агрегате вечных и неизменных «составных частей», одинаковых у
любого предмета природы. «Познать» вещь – значит, с точки зрения этого представления,
аналитически разложить ее на эти вечные и неизменные составные части, а затем
понять их способ взаимодействия внутри данной вещи.
«Труд», «потребность», «прибыль» в теории Смита-Рикардо в этом
отношении представляют собой не менее яркий пример односторонне аналитических
абстракций, в которых погашена вся конкретно-историческая определенность предмета,
чем «частица» физики Декарта, чем «атом» Ньютона и т.п. категории науки того
времени.
И Смит, и Рикардо пытаются понять товарно-капиталистическую систему
взаимодействия как «сложное целое», составными частями которого являются вечные,
одинаковые для любой ступени человеческого развития реальности – труд, орудия
труда («капитал»), потребность, прибавочный продукт и т.д. и т.п.
Такую операцию «аналитического расчленения» предмета всегда возможно
проделать и экспериментально и в «уме». Можно аналитически разложить живого кролика
на такие, скажем, «составные части», как химические элементы, как атомы, молекулы
и т.д. Но, получив на этом пути груду аналитически выявленных «составных частей»,
мы не сможем проделать, исходя из сáмого детального рассмотрения этих «составных
частей», обратной операции – никогда не сможем из них понять, – а почему они
раньше, до аналитического расчленения, давали своим «сочетанием» именно живого
кролика, а не что-нибудь иное...
Анализ в данном случае умертвил, уничтожал как раз то, что мы хотели
бы таким образом понять, – живую, конкретную, специфическую для данной вещи взаимосвязь.
Анализ сделал невозможным «синтез».
В подобную же трудность уперлась буржуазная классическая экономия,
теория Смита-Рикардо.
«Синтез» – понимание необходимой связи абстрактно взятых «составных
частей» предмета (труда, «капитала», прибыли и пр.) оказался невозможным именно
потому, что анализ, выявивший эти категории, был анализом односторонним,
потому что он уничтожил, устранил как раз то, что составляет конкретно-историческую
форму связи этих категорий между собой.
Трудность, заключенную в проблеме анализа и синтеза видел уже Аристотель.
Он прекрасно понимал, что односторонне понимаемый анализ сам по себе никогда
не приведет к истине. Задача познания, констатировал он в своей «Метафизике»,
двояка: надо не только познать, из каких составных частей вещь состоит, но и
познать – почему эти составные части связаны между собой именно так, что они
дают своим сочетанием именно данную, конкретную вещь, а не какую-нибудь иную...
Чувственно данную в созерцании вещь очень нетрудно «разложить»
аналитически на ее «составляющие»: стул – черный, деревянный, четырехногий, тяжелый,
с круглым сиденьем и т.д. и т.п. – вплоть до бесконечности.
Это – простенький пример эмпирического «анализа» и одновременно
пример такого же «синтеза» абстрактных определений в суждении о вещи.
Следует заметить, что в данном случае происходит тоже непосредственное
совпадение «анализа» и «синтеза». В суждении «этот стол – черный» можно увидеть
и то, и другое. С одной стороны это чистейший «синтез» – соединение двух абстракций
в суждении. С другой стороны столь же чистейший «анализ» – выявление в чувственно
данном образе двух различных определений. И анализ и синтез одновременно
протекают в процессе высказывания простейшего суждения о вещи.
Но в данном примере гарантией и основанием «правильности» анализа
и синтеза является непосредственное созерцание – именно в нем выступают «соединенными»
те признаки, которые суждение синтезирует, и в нем же эти «признаки» даны как
различные, и потому то же самое созерцание является основой и критерием правильности
аналитического выделения связываемых в суждении абстракций.
Так что совпадение анализа и синтеза в суждении о единичном факте,
в высказывании фактического положения дел, понять нетрудно.
Гораздо труднее понять отношение анализа и синтеза в теоретическом
суждении. Теоретическое суждение обязано опираться на более веские основания,
нежели просто указание на то, что вещь в созерцании выглядит так, а не иначе.
Мы уже указывали в несколько другой связи, что вся концепция Канта
выросла на трудности понять именно теоретические суждения, то есть суждения,
связывающие такие абстракции, каждая из которых взаимно предполагает другую,
то есть атрибутивно, в самой природе вещей связанные определения.
Суждение «все лебеди – белы» не представляет никакого труда для
понимания с точки зрения логики, и именно потому, что оно не выражает необходимости
связи двух определений.
Совсем иное – суждение «все предметы природы – протяженны». Если
лебедь с одинаковым успехом может быть и небелым, то в суждении «все предметы
природы протяженны» осуществлен необходимый синтез двух определений. Не может
быть непротяженного предмета природы, как и наоборот – не может быть протяженности,
не принадлежащей предмету природы.
Иными словами, теоретическое суждение должно связывать такие определения
вещи, каждое из которых с необходимостью предполагает другое в качестве непременного
условия своего бытия.
Еще иначе: теоретическое суждение связывается из абстракций, каждая
из которых выражает необходимую, внутренне связанную с самой природой вещи определенность,
такую определенность, лишившись которой, сама вещь рассыпается, перестает существовать
как данная вещь – как «лебедь» или как «предмет природы».
Лебедя можно выкрасить в любой цвет, лишить его белого цвета –
от этого он не перестанет быть лебедем.
Протяженности у предмета природы отнять нельзя, не уничтожив сам
предмет природы.
Теоретическое суждение должно поэтому иметь в своем составе только
такие абстракции, которые выражают необходимо присущие данному предмету формы
его существования.
Где же взять гарантию на тот счет, что в суждении связаны именно
такие абстрактные определения?
Кант решает вопрос, как известно, субъективистски и притом чисто
формально. Суждение «все тела природы протяженны» он обосновывает как теоретическое
тем, что оно есть суждение чисто аналитическое, «поясняющее» смысл термина «тело
природы». Поэтому у обеих связываемых абстракций – «тело природы» и «протяженность»
– один и тот же объем, они взаимно покрывают друг друга и просто передают разными
словами одно и тоже.
И это «одно и тоже» – априорное устройство аппарата созерцания
субъекта, основание всеобщности и необходимости суждения насчет «тел природы».
Непротяженного тела природы «не может быть», потому что аппарат чувственного
созерцания субъекта устроен таким образом, что все воспринимает под формой пространства.
И даже если где-то в природе есть «непротяженное тело» (есть оно на самом деле
или нет – на этот вопрос Кант не считает возможным ответить), то и оно, попав
в поле зрения субъекта, в сферу его «опыта» тоже предстанет в нем как «протяженное».
Поэтому-то все так называемые «синтетические» суждения и предстают
как суждения, аналитически раскрывающие природу субъекта, а трансцендентальная
природа субъекта, выносящего суждения, оказывается единственной основой теоретического
«синтеза».
Под видом «синтетического» суждения всегда на самом деле, по Канту,
происходит аналитическое выражение априорных познавательных способностей
субъекта, а вся система теоретического знания предстает как система абстракций,
служащих цели самовыражения, самоанализа субъекта познания.
Чувственно данный мир превращается в чистый повод, в чисто внешний
материал самовыражения субъекта, его «дедуктивного» саморазвертывания.
В вещах «в себе», в вещах, взятых сами по себе, Кант не считает
возможным установить основания для теоретического синтеза абстрактных определений.
И это – спекуляция вовсе не на пустом месте, а на действительной трудности теоретического
анализа и теоретического синтеза.
Ибо вся трудность теоретического анализа вещи всегда и состоит
в том, чтобы абстрактно выделить и выразить в ней такие определения, которые
необходимо, внутренне связаны с самой природой вещи.
Эмпирическое созерцание вещи на этот вопрос ответа дать не может.
Чтобы отделить необходимую форму бытия вещи от такой, которой может и не быть
без ущерба для существования вещи как именно данной конкретной вещи («лебедя»,
«тела природы», «труда» и пр.), нужно перейти от созерцания к чувственно-практическому
эксперименту, к общественной практике человека во всем ее историческом объеме.
Лишь практика общественного человечества, то есть совокупность
исторически развивающихся форм реального взаимодействия общественного человека
с природой вне человека, оказывается и основой, и критерием истинности теоретического
анализа и синтеза.
Этой реальности Кант не видит. Естественно, что и трудности, с
этим связанной, он разрешить не может.
Как выглядит эта реальная проблема в развитии политической экономии?
Это ясно прослеживается на категории «труд» и на связанной с ним
категории «стоимости».
Поскольку категория стоимости закладывается в фундамент всей теории
и служит теоретическим основанием всех остальных обобщений, постольку от понимания
«труда» как субстанции «стоимости» зависит теоретическое понимание всех
остальных явлений товарно-капиталистической системы.
Верно ли суждение: «субстанцией стоимости является труд?» Нет.
Это теоретическое суждение равноценно по своей теоретической значимости суждению:
«человек есть по своей природе – частный собственник», – утверждению, что быть
частным собственником столь же атрибутивно присуще природе человека, сколь телу
природы – протяженность.
Иными словами, здесь выявлены в рассмотрении эмпирически данного
положения дел абстрактные характеристики, каждая из которых с необходимостью,
заложенной в природе и того и другого, вовсе не заключена.
Маркс прекрасно показал, в чем тут дело. Исторически преходящее
свойство труда принято здесь за характеристику, выражающую его внутреннюю природу.
Создает стоимость далеко не всякий труд, далеко не всякая исторически конкретная
форма труда, подобно тому, как частным собственником является вовсе не человек
как таковой, а исторически конкретный человек – человек внутри определенной,
исторически конкретной формы общественного бытия.
Но как различить то, что принадлежит исторически определенной форме
существования человека от того, что принадлежит ему как человеку вообще?
Ответ на это может дать только дальнейший анализ той реальности,
о которой выносится теоретическое суждение, с точки зрения всей практики человечества.
Последняя и выступает как единственный критерий, позволяющий уверенно отвлечь,
аналитически выявить такое определение, которое выражало бы атрибутивно принадлежащую
предмету форму его бытия.
Эмпирически-всеобщим фактом и во времена Смита–Рикардо, и во времена
Маркса было бытие человека в качестве частного собственника. Таким же эмпирически-всеобщим
фактом было и свойство труда создавать не просто продукт, а товар, стоимость.
Это эмпирически-всеобщее положение дел классиками политической
экономии и фиксировалось в виде суждения: субстанцией стоимости является «труд»
– труд вообще, без дальнейших теоретических уточнений, выражающих как раз его
конкретно-историческую определенность, внутри которой он только и создает не
продукт, а товар, не потребительную стоимость, а стоимость.
И поскольку классики политической экономии вырабатывают абстрактно-теоретические
определения с помощью односторонне аналитического метода, постольку они оказываются
в итоге не в состоянии понять – а почему же именно труд выступает то в форме
«капитала», то в форме «заработной платы», то в форме «ренты»...
Задача абсолютно по самой своей природе неразрешимая – одна и та
же, и у естественников XVII‑XVIII вв., и у Смита-Рикардо. Те пытаются
понять – как и почему «атомы», «частицы», «монады» своим сочетанием порождают
то космическую систему, то тело животного. Эти – как и почему «труд вообще» порождает
то капитал, то ренту, то заработную плату...
Теоретически «синтез» никак не получается ни у тех, ни у
других, и не получается именно потому, что анализ их не был конкретным,
а расчленял предмет на равнодушные составные части, общие для любой предметной
сферы или для любой исторической формы производства.
Труд вообще есть безусловно необходимое условие возможности, условие
бытия, возникновения и развития и ренты, и капитала, и заработной платы.
Но он же является одновременно и условием их «небытия», их отрицания,
их уничтожения. Труд вообще столь же безразличен к «бытию» капитала, как и к
его «небытию». Тут точно такое же отношение, как у атома к человеческому мозгу.
Он [атом] является всеобщим и необходимым условием его [мозга]
возникновения, но не является внутренне необходимым условием, таким условием,
которое одновременно есть столь же необходимое следствие. Тут нет формы внутреннего
взаимодействия, внутренней взаимообусловленности.
И из рассмотрения атома самого по себе (как всеобщего и необходимого
условия возникновения мозга) никогда, никакими силами не поймешь той конкретной
формы взаимодействия, в которой миллиарды миллиардов атомов составляют мозг.
А из рассмотрения «труда вообще» – той необходимости, с которой
труд внутри товарно-капиталистической системы производит капитал, заработную
плату и ренту...
В связи с этим пороком односторонне аналитических абстракций, выработанных
классиками буржуазной науки, Маркс замечает:
«Перейти от труда прямо к капиталу столь же невозможно, сколь невозможно
от расовых особенностей перейти прямо к банкиру или от природы – к паровой
машине» 2.
Перекликаясь с известным афоризмом Фейербаха – «из природы прямо
не выведешь даже бюрократа», Маркс и с этой стороны подводит к тому же выводу:
все трудности теоретического анализа и синтеза решаются реально на почве категории
конкретно-исторического взаимодействия, взаимообусловленности явлений
внутри определенного, исторически возникшего и развившегося целого, внутри конкретно-исторической
системы взаимодействия.
Иными словами, и «анализ–синтез», и «дедукция–индукция» перестают
быть метафизически полярными, а потому и беспомощными логическими формами только
на почве сознательно исторического взгляда на исследуемую реальность, на основе
представления о любой предметной реальности как об исторически возникшей и развившейся
системе взаимодействующих явлений.
Такой взгляд и дал Марксу в руки четкий рациональный критерий,
согласно которому, опираясь на всю рационально понятую историю практики человечества,
он уверенно разрешил трудности, связанные с проблемой «теоретического анализа»,
«теоретического синтеза», теоретической дедукции и теоретической индукции.
В практике человечества, взятой во всем ее историческом объеме,
Маркс и обрел критерий для различения эмпирического «синтеза» и синтеза теоретического,
аналитических абстракций, фиксирующих всеобщее эмпирическое положение дел, –
и теоретических абстракций, фиксирующих в своей взаимосвязи внутренне необходимую
связь выражаемых ими явлений.
И если у Смита–Рикардо, а также у Гегеля чисто эмпирический «синтез»
часто выдается за теоретический, если все трое постоянно выдают исторически преходящую
форму явления за его внутреннюю структуру, за вечную природу явлений, и «дедуктивно»
– из природы вещей – «выводят» оправдание самой грубой эмпирии, то методы Маркса
выставляют строжайшие логические, философские преграды для подобных ходов мысли.
И «дедукция» и «индукция», и «анализ» и «синтез» оказываются теоретически
могучими логическими средствами обработки чувственно данных эмпирических фактов
именно потому, что они сознательно ставятся на службу исторического по существу
подхода к исследованию.
Иными словами, потому, что они основываются на диалектико-материалистическом
понимании объекта как исторически возникшей и развертывающей системы взаимодействующих
особым образом явлений.
Потому-то «аналитический метод» Маркса – метод, восходящий от «целого»,
данного в созерцании, к условиям его возможности, и совпадает с методом генетического
выведения теоретических определений, с логическим прослеживанием реального
происхождения одних явлений из других: денег – из движения товарного рынка, капитала
– из движения товарно-денежного обращения, в которое попадает рабочая сила, и
т.д. Эта – историческая по существу точка зрения на вещи и на процесс их теоретического
выражения и позволила Марксу четко поставить вопрос о реальной субстанции стоимостных
свойств продукта труда, о всеобщей субстанции всех остальных конкретно-исторических
категорий политической экономии.
Не труд вообще, а конкретно-историческая форма труда была понята
как субстанция стоимости. А в связи с этим совершенно по-новому встал вопрос
о теоретическом анализе стоимости по ее форме, – она предстала как конкретно-всеобщая
категория, дающая возможность понять теоретически («вывести», «дедуцировать»)
ту реальную конкретно-историческую необходимость, с которой стоимость превращается
в «прибавочную стоимость», в «капитал», в «заработную плату», в «ренту» и все
прочие развитые конкретные категории.
Иными словами, впервые был полностью раскрыт и проанализирован
исходный пункт, отправляясь от которого, можно действительно развить всю систему
теоретических определений предмета с логической необходимостью, отражающей необходимость
реального генезиса товарно-капиталистической формации.
В чем заключался этот конкретный анализ стоимости по ее форме,
тот самый анализ, которого недоставало Давиду Рикардо? Ответ на этот вопрос и
должен дать нам ключи к пониманию теоретической «дедукции категорий» в «Капитале»,
к пониманию его способа восхождения от абстрактного к конкретному.
Процесс восхождения от всеобщего теоретического определения предмета
к пониманию всей сложности его исторически развитой структуры – «конкретности»
– предполагает конкретный и полный анализ исходной, всеобщей категории науки.
Мы видели, что недостаточная конкретность анализа стоимости у Рикардо предопределила
и неуспех замысла Рикардо развить всю систему теоретических определений, построить
все здание науки на одном, прочно и категорически установленном фундаменте, не
дала ему возможности «вывести» даже ближайшую категорию – «деньги», не говоря
уже обо всем остальном.
Вопрос о конкретном и полном анализе всеобщей категории науки и
ныне остается одним из самых животрепещущих и труднейших вопросов любой науки.
Известно, какие разногласия возникают в нашей эстетике сразу, как только речь
заходит о таких категориях, как «красота», «прекрасное», «эстетическое».
Известно, как часто химик, в совершенстве владеющий проблематикой
того раздела химии, которому он посвятил жизнь, оказывается в превеликом затруднении,
когда перед ним встает вопрос об объективной природе тех вещей, которые он исследует,
– вопрос о том, что такое «химическое соединение вообще».
Известно, сколько трудностей в современной физике связано с тем,
что такие предельно всеобщие категории, как пространство, время и движение труднее
всех других поддаются конкретно-физическому определению. Здесь оказывается совершенно
очевидным, что без ясных философских представлений о путях, на которых могут
быть найдены объективные определения таких категорий, нельзя сделать ни шагу.
Разительный пример тому – рассуждения великого Эйнштейна на первых страницах
его книги «Сущность теории относительности». Эйнштейн сознательно оставляет открытым
вопрос о конкретном теоретическом определении категорий пространства и времени,
указывая на тот факт, что это – один из темных вопросов, на которые человечество
не смогло ответить объективно, несмотря на все усилия и попытки в этом направлении.
Сам Эйнштейн склоняется к агностическому взгляду на возможность ответить на вопрос
о том, что такое сами по себе пространство и время, и переходит сразу к выражению
математических характеристик явлений, так и оставляя открытым вопрос об их реальной
физической субстанции. И это обстоятельство – трудность решить вопрос о конкретно-всеобщей
природе исследуемых явлений – проистекает чаще всего из неумения правильно поставить
этот вопрос. А отсюда и проистекает чисто позитивистское отношение к частным
вопросам теории: дело ученого, мол, заключается лишь в том, чтобы детально описывать
и выражать в формулах протекание определенного рода процессов, а вопрос о конкретно-всеобщей
природе этих процессов, о реальной их субстанции, это, мол, вопрос темный, а
может быть даже и праздный, который следует взвалить на плечи философии, поскольку
она уже имеет пристрастие к такого рода вещам...
До поры до времени такое отношение к вещам и к процессу их теоретического
выражения остается, правда, безнаказанным. Но в конце концов, в узловых пунктах
развития науки, в пунктах, решающих судьбу теории в целом, а тем самым и всех
частных ее разделов, вопрос о всеобщем основании системы науки встает вновь и
вновь и настоятельно требует своего категорического решения.
Поэтому решение вопроса о «стоимости» у Маркса, опирающееся на
продуманную методологию его решения, остается до сих пор чрезвычайно поучительным
для любой теоретической дисциплины.
Итак, в чем же заключается особенность анализа стоимости у Маркса,
которая закладывает прочный фундамент теоретического «синтеза» категорий, дает
возможность ему строжайшим образом перейти от рассмотрения стоимости к рассмотрению
денег, капитала и т.д.?
Вопрос, поставленный так, сразу сталкивает логику с проблемой противоречия
в определениях вещи, с проблемой, которая в конце концов и заключает в себе ключ
ко всему остальному. В противоречии как единстве и совпадении взаимоисключающих
теоретических определений Маркс и открывает разгадку «конкретного» и путей его
теоретического выражения в понятии. К анализу этого пункта мы и перейдем.
1 Маркс К. Теории прибавочной стоимости, т. II, ч. 1, с. 52.
2 Marx K. Grundrisse... S. 170.