Э.В. Ильенков
А.И. Мещеряков
Научное значение исследования процесса
формирования психики у слепоглухонемых детей
Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании
и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития.
Шестая научная сессия по дефектологии, 14–17 июня 1971 года: Тезисы докладов.
Москва, 1971, с. 204-206
Работа по формированию психики слепоглухонемого ребенка
может рассматриваться как уникальный научный эксперимент, позволяющий строго
проследить важнейшие закономерности интеллектуального и нравственного развития
человеческой психики начиная с момента ее возникновения. Врожденная или рано
обретенная слепоглухонемота, обрезая все естественно развившиеся каналы
человеческого общения индивида с внешним миром (и прежде всего с другими
людьми), обрекает пораженного ею ребенка на полное одиночество и вследствие
этого на полуживотное-полурастительное существование. Развития человеческой
психики в [204] этих случаях не происходит вообще, несмотря на то что мозг
ребенка с медицинской точки зрения развивается вполне нормально и физиологически
пригоден к усвоению всех высших психических функций. В этих случаях полностью
отсутствует человеческое поведение, сознание, речь и все остальные связанные с
ними психические функции.
Гуманистический смысл работы по формированию психики у
слепоглухонемых ясен без пояснений. Научное же значение ее заключается прежде
всего в том, что она позволяет наблюдать весь процесс возникновения и
формирования высших психических функций человека в «чистых условиях», т.е. при
полном отсутствии неподконтрольных воспитателю психогенных воздействий на мозг.
Вся психика здесь конструируется воспитателем на основе строго продуманного
научного представления о ее составе и о путях ее формирования, а успех или
неуспех воспитательной работы выступает как критерий правильности исходных
представлений, положенных в основу.
Фундаментальным положением, на основе которого строится вся наша
работа, является диалектико-материалистическое положение о том, что вся
специально-человеческая психика есть результат активного взаимодействия (общения)
индивида с другими индивидами в условиях культуры, т.е. в условиях искусственной
«среды», созданной человеческим трудом. Из этого вытекает, что человеческая психика
наследуется от поколения к поколению исключительно через воспитание (в широком
смысле этого слова), т.е. через процесс приобщения индивида к исторически сложившейся
культуре, через ее индивидуальное усвоение, «присвоение». Это утверждение
опровергает многие предрассудки, бытующие в литературе, в том числе в научной.
Общей схемой этих предрассудков выступает представление о том, что внешний мир («среда»)
есть только «внешнее условие» спонтанного развития психики, совершающегося
вместе с биологическим развитием мозга.
Началом работы по формированию психики слепоглухонемого ребенка всегда
является включение его в активную жизнь и обучение нормам культуры. Если это удается,
то все остальное идет уже принципиально легко. И обучение языку (вначале языку жестов,
затем [205] дактильному, а в итоге – словесному), и навыкам логического мышления,
и нравственно-эстетическим принципам отношения к миру и к другому человеку. Все это
уже легко прививается на почве созданной бытовой культуры поведения. [206].