Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





Э.В. Ильенков
А.И. Мещеряков

Научное значение исследования процесса
формирования психики у слепоглухонемых детей

Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании
и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития.
Шестая научная сессия по дефектологии, 14–17 июня 1971 года: Тезисы докладов.
Москва, 1971, с. 204-206


Работа по формированию психики слепоглухонемого ребенка может рассматриваться как уникальный научный эксперимент, позволяющий строго проследить важнейшие закономерности интеллектуального и нравственного развития человеческой психики начиная с момента ее возникновения. Врожденная или рано обретенная слепоглухонемота, обрезая все естественно развившиеся каналы человеческого общения индивида с внешним миром (и прежде всего с другими людьми), обрекает пораженного ею ребенка на полное одиночество и вследствие этого на полуживотное-полурастительное существование. Развития человеческой психики в [204] этих случаях не происходит вообще, несмотря на то что мозг ребенка с медицинской точки зрения развивается вполне нормально и физиологически пригоден к усвоению всех высших психических функций. В этих случаях полностью отсутствует человеческое поведение, сознание, речь и все остальные связанные с ними психические функции.

Гуманистический смысл работы по формированию психики у слепоглухонемых ясен без пояснений. Научное же значение ее заключается прежде всего в том, что она позволяет наблюдать весь процесс возникновения и формирования высших психических функций человека в «чистых условиях», т.е. при полном отсутствии неподконтрольных воспитателю психогенных воздействий на мозг. Вся психика здесь конструируется воспитателем на основе строго продуманного научного представления о ее составе и о путях ее формирования, а успех или неуспех воспитательной работы выступает как критерий правильности исходных представлений, положенных в основу.

Фундаментальным положением, на основе которого строится вся наша работа, является диалектико-материалистическое положение о том, что вся специально-человеческая психика есть результат активного взаимодействия (общения) индивида с другими индивидами в условиях культуры, т.е. в условиях искусственной «среды», созданной человеческим трудом. Из этого вытекает, что человеческая психика наследуется от поколения к поколению исключительно через воспитание (в широком смысле этого слова), т.е. через процесс приобщения индивида к исторически сложившейся культуре, через ее индивидуальное усвоение, «присвоение». Это утверждение опровергает многие предрассудки, бытующие в литературе, в том числе в научной. Общей схемой этих предрассудков выступает представление о том, что внешний мир («среда») есть только «внешнее условие» спонтанного развития психики, совершающегося вместе с биологическим развитием мозга.

Началом работы по формированию психики слепоглухонемого ребенка всегда является включение его в активную жизнь и обучение нормам культуры. Если это удается, то все остальное идет уже принципиально легко. И обучение языку (вначале языку жестов, затем [205] дактильному, а в итоге – словесному), и навыкам логического мышления, и нравственно-эстетическим принципам отношения к миру и к другому человеку. Все это уже легко прививается на почве созданной бытовой культуры поведения. [206].