Часть третья.
Диалектика и современность
Очерк 15. Материализм воинствующий – значит диалектический
Известно, как настойчиво подчеркивал В.И. Ленин ту мысль,
что в современных условиях материализм без диалектики – не столько «сражающийся»,
сколько сражаемый, а диалектика без материализма – чисто словесное искусство
выворачивания наизнанку общепринятых понятий, утверждений, терминов, издавна
известное под именем софистики. И только материалистическая диалектика,
только диалектический материализм, только органическое соединение диалектики
с материализмом вооружают мышление способностью и умением строить объективно-истинный
образ окружающего мира, способностью и умением переделывать этот мир в согласии
с объективными закономерностями и тенденциями его собственного развития.
Еще в первом десятилетии нашего века в полемике с эмпириокритицизмом,
той «реакционной философией», которая претендовала на роль «философии современного
естествознания» и «всей современной науки», Ленин четко обрисовал свое – позитивное
– понимание всех решающих проблем, поставленных перед марксистской философией
событиями современной эпохи – эпохи грандиозных революций во всех сферах человеческой
жизни: и в экономике, и в политике, и в науке, и в технике. Необходимо было четко,
ясно, недвусмысленно сказать и партии, и стране, и всему международному рабочему
движению, что именно большевизм как стратегическая и тактическая линия в революции
имеет своим теоретическим основанием философию Маркса и Энгельса и именно поэтому
большевизм является прямым продолжением дела основоположников марксизма и в области
политики, и в области политической экономии, и в области философии.
На этом приходится настаивать по той причине, что содержание острополемической
книги «Материализм и эмпириокритицизм» иногда интерпретируется слишком узко и
однобоко и тем самым неверно. И не только открытыми врагами революционного марксизма,
а и некоторыми [286] его «друзьями». Так, Роже Гароди (и не он один, и не он
первый) в своей книжке «Ленин» снисходительно признает за «Материализмом и эмпириокритицизмом»
заслугу изложения азов материализма вообще, для марксистского материализма совершенно-де
неспецифичных и якобы не имеющих прямого отношения к «диалектике», и только.
«Диалектикой», согласно Гароди, Ленин стал впервые будто бы интересоваться лишь
позднее – лишь в пору «Философских тетрадей» – и тогда якобы изменил свое отношение
к материализму и к идеализму, существенно ограничив прерогативы принципа отражения.
А это уже прямая неправда и по отношению к ленинскому пониманию диалектики.
На это приходится сказать, что своего отношения к идеализму Ленин
никогда но менял. Идеализм в его глазах всегда был и оставался смертельным врагом
революционного движения и научного прогресса, и врагом тем более опасным, чем
тщательнее он маскируется под друга и союзника.
Суть идеализма остается одной и той же – безразлично, связывается
ли он с «богом» или «абсолютным духом», «комплексом ощущений» или системой форм
«социально-организованного опыта». В любом случае это «комплекс идей, порожденных
тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, – идей,
закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу» 1,
– разъяснял Ленин Максиму Горькому, очарованному в то время богдановской философией.
Идеализм в любом его варианте – от теологического до «позитивно-научного»
– Ленин всегда ставил в один ряд с самыми отвратительными порождениями общественного
строя, основанного на эксплуатации человека человеком. «Опиум народа», «духовная
сивуха» – это не только красочные метафоры. Это – точное и емкое выражение социальной
сути дела. «Духовная сивуха», точно так же как сивуха вполне материальная, одурманивает
сознание человека, лишает его трезвой ясности, создает в его голове идейно-психический
механизм адаптации (т.е. по-русски – приспособления) к любым, в том числе самым
нечеловеческим, условиям.
Именно поэтому так яростно ненавидел коммунист-революционер Ленин
«духовную сивуху» любого сорта, любой марки – от сладенько-христианской до [287]
«подсахаренной и подкрашенной» усилиями «богостроителей» и «богоискателей».
Многим и тогда (а иным и по сей день) остался непонятным тот накал
непримиримости, то негодование, которые вызвал у него коллективный поход (коллективный
труд) Базарова – Богданова – Луначарского – Бермана – Гельфонда – Юшкевича –
Суворова «Очерки по философии марксизма», сочинение, навсегда переименованное
им в «Очерки “против” философии марксизма». Книга, по определению Ленина, «нелепая,
вредная, филистерская, поповская вся, от начала до конца, от ветвей до
корня, до Маха и Авенариуса» 2.
Даже среди ближайшего окружения Ленина эта его яростная реакция
возбудила недоумение. «Момент критический. Революция идет на убыль. Стоит вопрос
о какой-то крутой перемене тактики, а в это время Ильич погрузился в Национальную
библиотеку, сидит там целыми днями и в результате пишет философскую книгу» 3,
– вспоминал впоследствии М.Н. Покровский.
Быстрота, с которой был написан и подготовлен к печати текст «Материализма
и эмпириокритицизма», и сила теоретического удара, как и яростная, все сметающая
с пути страстность литературного стиля книги, объясняются одним: в ту пору Ленин
оказался едва ли не единственным революционным марксистом, до конца осознавшим
все то колоссальное значение, какое имеет и будет иметь философия диалектического
материализма для судеб социалистической революции, социального и научного прогресса.
В том числе и в первую голову для действительно научной разработки стратегии
и тактики предстоящей политической борьбы, для конкретного анализа всех, и прежде
всего объективных – материальных, экономических, условий ее развертывания.
Головы, зараженные махистской инфекцией, для такой работы делаются
абсолютно непригодными. Именно в этом заключался колоссальный вред для революции
этой разновидности «духовной сивухи». Все опасности такой идейной диверсии в
тылы революционного марксизма не сумели разглядеть «лидеры» тогдашней социал-демократии,
официальные «хранители» теоретического наследства Маркса и Энгельса. Каутский,
вообще к философии равнодушный, нимало не был обеспокоен тем, что его журнал
(«Neue [288] Zeit») постепенно превращался в орган пропаганды позитивистских
пошлостей, печатая все подряд, без разбора. Плеханов же, хотя и прекрасно понимал
философскую беспомощность и реакционность взглядов Богданова и его друзей, не
увидел все же главного – той реальной почвы, в которую глубоко уходило своими
корнями их специально-философское невежество, непроходимой философской темноты
громадного большинства современных естествоиспытателей, включая самых крупных.
Мах, Оствальд, Пирсон, Дюгем, Пуанкаре, Ферворн, Гельмгольц, Герц
– все это были звезды первой величины в небе тогдашнего естествознания. Это про
них, а не про заштатных провинциальных путаников в науке Ленин счел необходимым
прямо и без вредной в этом случае дипломатии сказать: «Ни единому из этих
профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях химии,
истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии.
Почему? По той же причине, по которой ни единому профессору политической
экономии, способному давать самые цепные работы в области фактических, специальных
исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей
теории политической экономии. Ибо эта последняя – такая же партийная наука
в современном обществе, как и гносеология» 4.
Острая и беспощадно-откровенная констатация этого факта – вот в
чем было решающее преимущество ленинского анализа феномена махизма-богдановщины
перед плехановской критикой.
Плеханов понимал, что «особенный вред грозят принести нам такие
философские учения, которые, будучи идеалистическими по всему своему существу,
в то же время выдают себя за последнее слово естествознания...» 5
В этом он на сто процентов был прав. И Ленин был совершенно согласен
с тем, что за «последнее слово естествознания» махисты выдают свою философию
не по праву, что это иллюзия, самообман и демагогия чистейшей воды. Но иллюзия
– увы – далеко не беспочвенная. Иллюзия того же самого сорта, что и все остальные
натуралистические иллюзии буржуазного сознания. Это объективно обусловленная
видимость, кажимость, в результате которой чисто социальные (т.е. исторически
возникшие и [289] исторически преходящие) свойства вещей принимаются за их естественно-природные
(потому и за вечные) качества и определения самих этих вещей – за их естественнонаучные
характеристики...
В этом – а не в персональной философской наивности Богданова –
сила иллюзии, во власть которой он попал, чего Плеханов не увидел. Это увидел
только Ленин.
Российские – и отнюдь не только российские – ученики Маха всерьез
верили, что их философия и есть «философия современного естествознания», «естествознания
XX века», и вообще «науки нашей эпохи», «всей современной науки», что ее отличают
от «ортодоксально-плехановской» именно «методы точной или, так называемой, “положительной”
науки» (слова из «Очерков по (!) философии марксизма»). Поэтому они и видели
свою задачу в том, чтобы переориентировать революционный марксизм на «естественнонаучный
метод» и на его применение к анализу социальных явлений.
«У Маха многому можно научиться. А в наше бурное время, в нашей
залитой кровью стране особенно дорого то, чему он учит всего больше: спокойная
неуклонность мысли, строгий объективизм метода, беспощадный анализ всего принятого
на веру, беспощадное истребление всех идолов мысли», – на каждом шагу декламирует
Богданов со своими друзьями.
Поэтому какой бы формально-безупречной ни была плехановская критика
махизма как терминологически переодетого берклианства, она на Богданова и его
почитателей не производила ровно никакого впечатления. С некоторых пор они стали
всерьез верить в то, что все написанное на эту тему Марксом и Энгельсом представляет
собою «семантически-неточное» выражение их собственной философии. Все высказывания
Маркса и Энгельса «устарели»-де, потому что они выражены на устаревшем языке,
в лексиконе той философской традиции, в атмосфере которой формировалось в молодости
их мышление. Все это-де просто-напросто словесный сор в их наследии – «словесные
побрякушки» гегелевско-фейербахианского пустословия, и не больше. Так они пишут
и про «материю», и про «противоречие».
От всего этого словесного сора нужно поэтому «подлинную» философию
Маркса и Энгельса очистить, а ее «рациональное зерно» изложить на языке современной
науки – в терминологии Маха, Оствальда, Пирсона, Пуанкаре и других корифеев современного
естествознания. Все, [290] что там «научно», будет-де сохранено. Плеханов же
с этой точки зрения выглядел как ретроград, не желающий принимать во внимание
успехи и достижения современного естествознания и те научные методы, с помощью
которых эти успехи достигаются, – как консерватор, упрямо маринующий устаревшие
словесные фетиши. Свою философию махисты и изображали как критически («эмпириокритически»)
очищенную от словесного сора «подлинную» философию Маркса и Энгельса.
Разоблачая эту иллюзию, «Вл. Ильин» противопоставил ей последовательно
марксистское понимание того реального отношения, в котором стоит философия вообще
к развитию естествознания и наук исторического цикла.
Прежде всего он устанавливает: не всему тому, что говорится и пишется
от имени «современной науки», можно и нужно слепо верить. От многого из того
сама же наука завтра и откажется, поставив «философию» в неловкое положение.
Легковерие тут – в деле «философского обобщения данных современной науки» – совершенно
противопоказано для серьезной философии.
Особенно же осторожно следует относиться ко всему тому, что думали
и писали естествоиспытатели и обществоведы о «логике и теории познания» современной
им науки – в той области, где они специалистами никак называться не могут. Именно
тут – в «гносеологии» – как раз «ни единому слову» их верить нельзя, недопустимо.
Пытаясь сформулировать сознательно практикуемые ими в своей области
методы и приемы в общей форме, они вынуждены пользоваться уже не своей естественнонаучной
терминологией и фразеологией, а специально-гносеологической, специально-философской.
И тут-то чаще всего и получается конфуз, ибо даже самые крупные и умные из них
пользовались этой терминологией как дилетанты, заимствуя ее, как правило, не
из лучшей и действительно современной философии, а из той модной, пошлой, казенной
«профессорской», которая считалась и почиталась в их кругах общепринятой, «сама
собой разумеющейся»...
Так и рождалось явление на первый взгляд «невозможное»: блестящий
и прогрессивнейший в своей области физик (химик, биолог, электротехник и т.д.)
и он же – мелкий, пошлый и реакционнейший гносеолог, философ. Эрнст Мах – типичнейший
образчик такого парадоксального сочетания.
Ничего удивительного и непонятного в этом парадоксе нет, ибо «вся
обстановка, в которой живут эти люди, [291] отталкивает их от Маркса и Энгельса,
бросает в объятия пошлой казенной философии», и в итоге «на самых выдающихся
теоретиках сказывается полнейшее незнакомство с диалектикой» 6,
их неумение выразить суть «научных методов» своей собственной работы в понятиях
и терминах действительно научной – диалектико-материалистической – гносеологии
и логики.
Это не вина естествоиспытателей, а их большая беда. Вина же целиком
лежит на тех специалистах-философах, которые тотчас же подхватывают именно такие
философски-некорректные высказывания естествоиспытателей и спешат использовать
их в качестве строительного материала для сооружения своих философских конструкций,
для «подтверждения» их «научности».
Ленин поэтому проводит четкую принципиальную грань между логически-гносеологическим
самосознанием такого естествоиспытателя и тем употреблением, которое делает из
него философ.
Одно дело, когда фразу «материя исчезла» произносит физик, – именно
физик, и очень крупный, ее впервые и произнес. В его устах это гносеологически-некорректное,
философски-неряшливое словесное выражение действительного факта, действительного
шага вперед на пути познания физической реальности, о которой здесь только и
идет речь. Совсем другое – та же фраза в устах подхватившего ее представителя
«профессорской философии». Тут она уже не описание (хотя бы и неточное) реального
естественнонаучного факта, а выражение стопроцентной идеалистической философской
лжи, иллюзии и фикции, которой на самом деле не соответствует вообще никакой
реальный факт ни в объективном мире, ни в познании его.
В таком (и в любом подобном) случае задача философа-марксиста состоит,
по Ленину, в том, чтобы выявить реальный факт, плохо и неясно выраженный в словах
естествоиспытателя, и выразить его в философски-корректном, гносеологически-безупречном
языке, сделать этот факт философски-прозрачным для самого же естествоиспытателя,
помочь ему осознать этот факт правильно.
Совсем иное отношение Ленина к тому специалисту-философу, который
делает свой бизнес именно на неточности, на беззаботности или легковерии ученого-нефилософа,
на философской «приблизительности» его выражений. Это – отношение к смертельному
врагу, сознательно [292] спекулирующему на неосведомленности естествоиспытателя
в области «гносеологии». Тут и тон разговора другой.
Клеймить такого естествоиспытателя как идеалиста столь же неумно
и недостойно, как недостойно (и вредно для революции) публично позорить забитого
и неграмотного крестьянина, молящего «боженьку» о ниспослании дождя, обзывая
его идейным пособником помещичье-бюрократического строя, идеологом реакции.
«...Идеалистические философы ловят малейшую ошибку, малейшую неясность
в выражении у знаменитых естествоиспытателей, чтобы оправдать свою подновленную
защиту фидеизма» 7. И не только ловят,
а и активно провоцируют этих естествоиспытателей на такого рода ошибки. Они безбожно
льстят им, почтительно цитируя их неосторожные заявления, внушая им мысль, будто
любой крупный естествоиспытатель автоматически является и высшим авторитетом
в философии, в теории познания и в логике научного познания – именно в той области,
которую он знает плохо, непрофессионально, понаслышке, с чужих слов, из вторых,
а то и из десятых рук.
С радостью и почтением повторяя эти ошибки и «неясности в выражении»,
философ-позитивист и создает иллюзию, будто не он сам же и вносит, активно внедряет
их в естествознание, а выносит, извлекает их оттуда. Старый, до дна разоблаченный
Лениным и всем давно надоевший иллюзионистский трюк, и видимость новизны придает
ему только каждый раз заново изобретаемая терминология.
Именно отсюда – из стремления выдать неточное за якобы точное –
и рождается весь тот нелепый жаргон, которым позитивисты XX века упорно стараются
вытеснить и заменить веками отшлифованную терминологию, возникшую в русле лучших
традиций классической философии, на которой именно поэтому и предпочитали выражать
свои философские взгляды Маркс и Энгельс.
Ленин беспощадно издевается над пристрастием позитивистов к изобретению
«новых словечек» – всех этих «интроекций» и «принципиальных координаций», «трансцензусов»
и «эмпириосимволов», «ноталов», «секуралов» и «фиденциалов». Тогда эта манера
только еще входила (вернее, вводилась) в моду, но Ленин посчитал необходимым
специально с нею разделаться. Он показал, что единственный ее смысл в том, чтобы
придать тривиальным [293] идеалистическим пошлостям вид глубокомыслия и «научности».
Над этим не грех бы задуматься нынешним авторам, которые настойчиво
стараются «обогатить» лексикон диалектико-материалистической теории познания
и логики всякого рода «эпистемологическими постулатами» да еще и мечтают в свете
(а лучше сказать, в темноте) подобных прецизно-верифицированных концептов» уточнить
теоретические определения понятий материалистической диалектики, ее категорий,
сделать их «более эффективными и эвристичными»...
Пополнять словарный запас и синтаксис языка марксистско-ленинской
философии, делая его все более богатым, гибким, выразительным, т.е. все более
точным в отношении тончайших оттенков мысли, – дело конечно же необходимое. Этому
искусству нужно учиться, и не только у Маркса, Энгельса, Ленина, у классиков
естествознания, а и у Герцена и Белинского, у Пушкина и Льва Толстого. Однако
это – совсем иное, нежели та педантическая регламентация «языка науки», которая
приводит к результату как раз обратному, делая этот язык уже не только беспросветно-однообразным
и скучно-серым, но и окончательно непонятным для непосвященного в тайны позитивистской
иероглифики, в секреты ее особых «кодов» и шифров.
Внешне копируя формальные особенности специального языка математики
и лингвистики, физики и биологии, философы-позитивисты создают иллюзию «понятности»
языка своей философии для представителей этих наук. Но естествоиспытатели не
всегда замечают, что заимствованные у них термины при этом теряют всю свою конкретность
и превращаются в словесные пустышки, сохраняя, однако, вид и славу «строго-научной
определенности и однозначности». Ложь и демагогия чистейшей воды. И Ленин эту
ложь до конца разоблачает: «Богданов занимается вовсе не марксистским исследованием,
а переодеванием уже раньше добытых этим исследованием результатов в наряд биологической
и энергетической терминологии» 8.
Навешивание биологических и энергетических ярлыков («обмен веществ», «ассимиляция
и дезассимиляция», «энергетический баланс», «энтропия» и т.д.) на такие конкретно-исторические
явления, как кризис, классовая борьба или революция, – это конечно же пустая
игра в [294] словесный бисер, абсолютно ничего нового ни к пониманию кризиса,
ни к пониманию обмена веществ не прибавляющая. Но почему же в таком случае Ленин
реагирует столь остро и гневно?
Потому что ею занимаются вместо конкретно-научного исследования.
И еще потому, что такая игра создает иллюзию, будто бы с помощью естественнонаучных
понятий достигается «более глубокое» и более «философское» постижение тех самых
явлений, о которых идет речь в политической экономии, социально-исторической
теории.
Но это уже не просто невинная забава. Это уже полная философско-логическая
дезориентация исследователя, как политэконома, так и биолога. Первый перестает
заниматься своим делом, а второй начинает заниматься делом не своим, и тоже в
ущерб своему собственному. И оба производят уже не научные знания, а лишь псевдонаучные
абстракции, которые и выдаются за философские обобщения.
При таком понимании философского обобщения оказывается, по существу,
безразличным, переводятся ли новые естественнонаучные данные разных наук на специальный
язык какой-либо одной из них, принимаемый за универсальный (например, физики),
или же они пересказываются на традиционном языке самой философии: и в первом
и во втором случае конкретное содержание этих данных испаряется. Поэтому уроки
критики позитивистского толкования роли философии, ее отношения к естествознанию
Ленин учитывал и в «Философских тетрадях» при разработке своей концепции диалектики
как логики и теории познания современного материализма.
Способ изложения (и разработки) диалектики как «суммы примеров»,
иллюстрирующих готовые, уже заранее известные диалектические законы и категории,
по сути дела, столь же бесплоден, как и богдановский перевод готовых выводов
теории прибавочной стоимости на язык биологии и физики. И не менее вреден, если
его практикуют не для популяризации общих формул диалектики, а вместо ее творческой
разработки как философской науки.
Ни философии, ни естествознанию такой «подстрочный» перевод естественнонаучных
данных на язык философии никакой пользы не приносит. А вред приносит, так как
создает и питает иллюзии, будто философия не наука, а всего-навсего абстрактный
сколок с готовых, некритически пересказанных на абстрактно-философском языке
конкретных данных современного ей естествознания, и не [295] более. Но тем самым
и сама материалистическая диалектика переосмысливается (извращается в ее сути)
на типично позитивистский манер. А поскольку такая «диалектика» естествоиспытателю
и даром не нужна, она в его глазах и превращается в пустое словотворчество, в
абстрактную беллетристику, в искусство подводить под абстрактно-универсальные
схемы все что угодно, в том числе и любую модную чепуху. Это и дискредитирует
философию в глазах естествоиспытателя, приучает его глядеть на нее свысока, пренебрежительно
и тем самым подрывает ленинскую идею союза диалектико-материалистической философии
с естествознанием.
Сведение диалектики к сумме примеров, взятых напрокат из какой-либо
одной или из разных областей знания, чрезвычайно облегчало махистам задачу ее
дискредитации. (Этого, кстати, тоже не понимал Плеханов.) «Не нужно, однако,
быть особенно глубоким знатоком «Капитала», – утверждал один из них, – чтобы
видеть, что все эти схоластические схемы у Маркса играют исключительную роль
философской формы, наряда, в который он облекает свои, добытые чисто индуктивным
путем, обобщения...» 9 Диалектика
и толкуется Берманом как нечто вроде шапки, снятой с чужой головы и напяленной
на «позитивное» мышление Маркса, не имеющего с этой «философской надстройкой»
ничего общего. Поэтому-то марксизм и надлежит как можно тщательнее очистить от
«диалектики», то бишь от гегелевской фразеологии, заменив ее на «научную», добытую
«чисто индуктивным путем» из результатов «современной науки».
Такое понимание «философского обобщения» и вызывает у Ленина возмущение
и гнев. Философия, построенная из подобных «обобщений», неизбежно превращается
в тяжелый обоз, который тащится в хвосте естествознания и лишь тормозит его движение
вперед. С путей революционного марксизма на кривые дороги поповщины свернуло
интеллектуальную «энергию» Богданова и его друзей именно позитивистское понимание
философии как связной совокупности последних, «наиболее общих» выводов из «положительного»
познания, прежде всего из естествознания.
Поверхностно-позитивистское толкование философии, ее предмета,
ее роли и функций в составе развивающегося [296] мировоззрения – научного мировоззрения
– и было аксиоматичным для всех друзей Богданова. Философия для них – это «попытка
дать единую картину бытия» (А. Богданов), «всеобщую теорию бытия» (С. Суворов)
или совокупность «проблем, составляющих истинный объект философии, именно вопросов
о том, что такое мир как целое» (Я. Берман). «Голубая мечта» всех махистов
– создать подобную философию, цель всех их прочих стараний.
С этой нелепой мечтой Ленин не считает даже возможным всерьез спорить,
он ядовито над нею издевается: «Так. Так. “Всеобщая теория бытия” вновь открыта
С. Суворовым после того, как ее много раз открывали в самых различных формах
многочисленные представители философской схоластики. Поздравляем русских махистов
с новой “всеобщей теорией бытия”! Будем надеяться, что следующий свой коллективный
труд они посвятят всецело обоснованию и развитию этого великого открытия!» 10
Обрисованное представление о философии неизменно вызывает у Ленина
гнев, раздражение, насмешку. Ни малейшего компромисса с позитивистами Ленин в
этом пункте и в намеке не допускал. Вместе с тем он считал очень важным и нужным
просвещать читателя относительно новейших научных данных физики и химии о строении
материи, то есть предлагать ему как раз обобщенную сводку всех новейших научных
знаний, всех современных достижений естествознания и техники. Однако философией
Ленин никогда и нигде это почтенное занятие не считал и не называл. Более того,
его прямо возмущало, когда оно предлагалось вместо философии марксизма, да еще
под титулом «новейшей философии»...
Ленин абсолютно четко и недвусмысленно ставит вопрос о взаимоотношении
«формы» материализма и его «сути», о недопустимости отождествления первого со
вторым. «Форму» материализма составляют те конкретно-научные представления о
строении материи (о «физическом», «об атомах и электронах») и те натурфилософские
обобщения этих представлений, которые неизбежно оказываются исторически ограниченными,
изменчивыми, подлежащими пересмотру самим естествознанием. «Суть» же материализма
составляет признание объективной реальности, существующей независимо от человеческого
познания и отображаемой им. Творческое развитие диалектического материализма
на основе «философских выводов из новейших открытий естествознания» Ленин видит
не в пересмотре [297] этого положения и не в увековечении представлений естествоиспытателей
о природе, о «физическом» с помощью натурфилософских обобщений, а в углублении
понимания «отношения познания к физическому миру», которое связано с этими новыми
представлениями о природе. Диалектическое понимание взаимоотношения «формы» и
«сути» материализма, а следовательно, и взаимоотношения «онтологии» и «гносеологии»
и составляет «дух диалектического материализма». «Следовательно, – пишет Ленин,
резюмируя подлинно научную трактовку вопроса о творческом развитии диалектического
материализма, – ревизия “формы” материализма Энгельса, ревизия его натурфилософских
положений не только не заключает в себе ничего “ревизионистского” в установившемся
смысле слова, а, напротив, необходимо требуется марксизмом. Махистам мы ставим
в упрек отнюдь не такой пересмотр, а их чисто ревизионистский прием –
изменять сути материализма под видом критики формы его...» 11
Беспощадно бичуя позитивистское представление о философии, Ленин
последовательно, по всем пунктам противопоставляет ему то ее понимание, которое
откристаллизовалось в трудах Маркса и Энгельса, и развивает это понимание дальше.
Философия в системе марксистского (диалектико-материалистического)
мировоззрения существует и развивается совсем не ради конструирования глобально-космических
систем абстракций, в «царской водке» которых без остатка растворяются все и всяческие
различия и противоположности (в частности, между биологией и политической экономией),
а как раз наоборот – ради действительно научного, действительно конкретного исследования
конкретных проблем науки и жизни, ради действительного приращения научного понимания
истории и природы. Философия в системе взглядов Маркса и Энгельса и служит такому
конкретному познанию природы и истории. Всеобщность и конкретность в ней не исключают,
а предполагают друг друга.
Материализм этой философии и обнаруживается в том, что она ориентирует
научное мышление на все более точное постижение явлений природы и истории
во всей их объективности, во всей их конкретности, диалектической
противоречивости, во всей их независимости от воли и сознания людей. «Философия»
же в ее позитивистском [298] варианте задает научному мышлению как раз обратную
ориентацию. Она нацеливает мышление человека на сочинение «предельных абстракций»,
в «нейтральном» лоне коих гаснут все различия, все противоположности, все противоречия.
И в материи, и в сознании, и в отношении между материей и сознанием. И это –
прямое следствие идеализма ее гносеологических аксиом. Ведь и «элементы мира»,
и тектологические «структуры организации», и «логические каркасы», и «абстрактные
объекты», «системы вообще», и «бог», и «абсолютный дух» – все это лишь разные
псевдонимы, скрывающие одно и то же – идеалистически-мистифицированное сознание
человека.
Главное звено всей стратегии похода махистов против философии марксизма
составляла попытка рассечь живое единство материалистической диалектики как теории
развития и как теории познания и логики, сначала обособить «онтологию» от «гносеологии»,
а затем и противопоставить их друг другу, умертвив тем самым существо диалектики
как философской науки. Расчет здесь был прост: при таком рассечении материалистическое
миропонимание легче всего было отождествить с какой-либо конкретной и исторически
ограниченной естественнонаучной «картиной мира», с «физическим», и приписать
на этой основе всему материализму пороки и просчеты этой «онтологии». С другой
стороны, ту же операцию можно было бы проделать и с материалистической «гносеологией»,
отождествив ее с какой-либо новейшей естественнонаучной концепцией «психического».
Отождествление философии с обобщенной сводкой научных данных как раз и позволяло
изобразить дело так, будто естествознание само по себе рождает идеализм. Уничтожить
своеобразие философии, ее подхода к явлениям, ее системы понятий – это и значило
приписать идеализм самому естествознанию. Ленин до корней разоблачает эти замыслы,
предметно показывая, в чем состоит «материалистический основной дух» современного
естествознания, рождающего диалектический материализм.
По Ленину, философскому обобщению (а следовательно, и введению
в систему философского знания) подлежат отнюдь не последние результаты естествознания
сами по себе, «позитивные данные» как таковые, но именно развитие научных
знаний, диалектический процесс все более глубокого и всестороннего, конкретного
постижения диалектических процессов материального мира, ибо не исключено, что
уже завтра естествознание само будет расценивать эти [299] результаты «негативно».
Осмысливая с позиций диалектико-материалистической философии революцию в естествознании,
Ленин и делает обобщающие выводы о том, что объективное содержание научных знаний
можно фиксировать и оценить лишь с позиций диалектико-материалистической теории
познания, раскрывающей диалектику объективной, абсолютной и относительной истины,
что «онтология» столь же неразрывно связана с гносеологией, как и категории,
выражающие диалектическую природу истины, с объективной диалектикой. Включить
«негативное» в понимание «позитивного», не утратив при этом единство противоположностей
(в чем, собственно, и состоит диалектика), невозможно без «гносеологического»
подхода к «онтологии» научных знаний. Подлинно научное философское обобщение
и должно состоять, по Ленину, в «диалектической обработке» всей истории развития
познания и практической деятельности, в осмыслении достижений науки в целостном
историческом контексте этого развития. Именно с этих позиций и подходил Ленин
к вопросу о взаимоотношении философии и естествознания и в «Материализме и эмпириокритицизме»,
и в «Философских тетрадях», и в статье «О значении воинствующего материализма».
Позитивисты же как раз и рассчитывали дискредитировать материализм, вырвав его
истины из этого исторического контекста.
С аналогичных позиций позитивизм рассматривал (и рассматривает)
и гносеологию. Его замысел заключается в том, чтобы противопоставить гносеологию
как «строгую и точную» науку материалистической диалектике как философской науке
и подвергнуть критике диалектику в свете этой «гносеологии». Этот замысел отразился
уже в самом названии книги Я. Бермана «Диалектика в свете современной теории
познания». По сути же дела, это никакая не теория познания. Это опять-таки совокупность
«последних данных» исследований в области психологии, психофизиологии, физиологии
органов чувств, позднее – математической логики, лингвистики и т.д. Осмысление
и использование этих данных в отрыве от «онтологии», от всеобщих законов развития
природы и общества и сулило возможность противопоставления такой «гносеологии»
диалектике.
Ленин четко показывает несовместимость схоластической «гносеологии»
махистов с подлинно научной теорией познания – теорией действительного исследования
действительного мира действительным человеком (а не выдуманным «гносеологическим
субъектом»), действительной [300] логикой развития науки, действительной логикой
производства и накопления объективной истины.
Ее реальный предмет – весь исторически (диалектически) развивающийся
процесс объективного познания материального мира (мира естественно-природных
и социально-исторических явлений) общественным человеком, процесс отражения этого
мира в сознании человека и человечества. Процесс, результатом и абсолютной целью
которого является объективная истина. Процесс, осуществляемый миллиардами людей,
сотнями сменяющих друг друга поколений. Процесс, на каждом шагу проверяемый практикой,
экспериментом, фактами, осуществляющийся в результатах всей совокупности конкретных
(«положительных») наук и материально воплощающийся не только и даже не столько
в нейрофизиологических механизмах мозга, а и в виде техники, промышленности,
в виде реальных социально-политических завоеваний, сознательно осуществляемых
революционными силами под руководством своего политического и интеллектуального
авангарда – партии.
Логика как философская наука о мышлении и понимается Лениным как
учение о тех объективных (не зависящих ни от воли, ни от сознания человека)
всеобщих и необходимых законах, которым подчиняется одинаково как развитие
природы и общества, так и развитие всего совокупного знания человечества, а не
только мышление, понимаемое как субъективно-психический процесс, совершающийся
в глубинах мозга и психики, ибо специфические законы мышления исследуются вовсе
не в философии, не в диалектике, а в психологии, физиологии высшей нервной деятельности
и т.д. Эти всеобщие законы действуют в познании с силой объективной необходимости,
отдаем ли мы себе отчет в этом или нет, пробивают себе в конечном счете дорогу
и в индивидуальном мышлении. Поэтому законы мышления в пределе, в тенденции
и совпадают с законами развития вообще, а логика и теория познания – с теорией
развития. Логика же, по Богданову (Маху, Карнапу, Попперу), есть отображение
субъективных «приемов», «способов», «правил», сознательно применяемых мышлением,
не отдающим себе научного отчета в тех глубинных закономерностях, которые лежат
в основе познания.
Задачу диалектики как логики и теории познания материализма Ленин
и видел в том, чтобы сделать эти всеобщие законы достоянием сознания каждого
мыслящего человека, научить мыслить диалектически. [301]
И если теорию познания и логику (теорию мышления) понимать так
– по-ленински, т.е. диалектико-материалистически, – то нет никаких оснований
опасаться, что последовательное проведение идеи совпадения диалектики с логикой
и теорией познания приведет к «недооценке» мировоззренческого значения философии,
ее «онтологического» (то бишь объективного) «аспекта». Бояться этого – значит
понимать гносеологию не по Ленину, а по Маху и Богданову, а логику – по Карнапу
или Попперу, т.е. как науки, замыкающиеся в изучении фактов сознания, его специфики,
«феноменов сознания как такового» (безразлично-индивидуального или «коллективно-организованного»)
и принимающие во внимание внешний мир лишь постольку, поскольку он уже представлен
в этом сознании...
Ленин в начале века как раз и был тем единственным марксистом,
который понял и оценил все огромное мировоззренческое значение гносеологии
и логики. Значение, которого не поняли, не оценили тогда ни Каутский, ни даже
Плеханов, не говоря уже о других марксистах.
Махисты читали «Капитал» (даже переводили его на русский язык),
но они не заметили, что в ходе развития понятий этого научного труда «применена»
вполне определенная теория познания, вполне определенная логика мышления – материалистическая
диалектика. И не заметили по очень простой причине – потому что само представление
о «теории познания» заимствовали у Маха.
Подлинной теорией и логикой научного познания Маркса и Энгельса
является материалистическая (и только материалистическая!) диалектика как наука
о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
В работе «О значении воинствующего материализма» Ленин завещал
философам-марксистам задачу «следить за вопросами, которые выдвигает новейшая
революция в области естествознания». Без решения этой задачи воинствующий материализм
«не может быть ни в коем случае ни воинствующим, ни материализмом» 12.
Союз философов с естествоиспытателями, по мысли Ленина, может быть
прочным и добровольным только при том условии, если он взаимно плодотворен и
взаимно же исключает всякую попытку диктата, навязывания готовых выводов как
со стороны философии, так и со стороны современного естествознания. Такой союз,
такое добровольное [302] сотрудничество в деле познания мира возможны только
при ленинском понимании диалектики.
Одновременно Ленин подчеркивал, что «без солидного философского
обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать
борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного
миросозерцания» 13.
В этих условиях философ-марксист не имеет права утешать себя тем,
что физика (и все естествознание в целом) «все равно», мол, стихийно (то есть
нехотя, пятясь «задом») движется по рельсам диалектического мышления, по пути
диалектико-материалистического осознания (отражения) объективной реальности,
не отдавая себе в том правильного отчета, а довольствуясь неправильным – тем,
которое ей подсовывают позитивисты.
И тут (а не только в политике) всякое преклонение перед стихийностью
движения вперед, всякое умаление сознательности и ее огромного значения для прогресса
означает на деле усиление реакционно-идеалистического сознания и его влияния
на «стихию», в конечном счете, на увеличение гносеологической путаницы в головах
естествоиспытателей.
Ленин и доказывает, что если естествоиспытатель не владеет материалистической
диалектикой вполне сознательно, т.е. именно так, как владели ею Маркс и Энгельс,
то он неизбежно, при всем его стихийном влечении к ней, будет то и дело сползать,
съезжать, соскальзывать в идеализм, в болото квазинаучной поповщины (позитивизма)
каждый раз, когда перед ним будет вырастать факт (система фактов), заключающий
в своем составе диалектическую трудность, диалектическое противоречие, а стало
быть, и в составе правильного его отражения в понятии, в системе понятий.
И пока он будет видеть в диалектическом противоречии не правильную
форму отражения объективной реальности в сознании, а только иллюзию, порождаемую
«спецификой сознания как такового», специфическими свойствами мозга или «языка»,
он не освободится до конца от позорного рабства в плену идеализма и поповщины.
Разумеется, естествоиспытатель и при этом останется активным участником
«революции в естествознании», научно-технической революции. Логика фактов в конце
концов его из болота вывезет. Но с какими издержками? [303]
Примерно с теми же самыми, полную картину которых явило миру участие
русских махистов в революционном движении. Это и леваческие (объективно не подготовленные,
а потому обреченные на провал) акции, и неизбежно следующие за ними панические
ретирады на давно оставленные рубежи, и полная растерянность в условиях диалектически
напряженных ситуаций, и пролеткультовская карикатура на «культурную революцию»,
и вред, нанесенный экономике страны влиянием богдановской «теории равновесия»,
и многое-многое другое.
Революция есть революция, происходит ли она в социально-политическом
«организме» огромной страны или в «организме» современного развивающегося естествознания.
Логика революционного мышления, логика революции и там и тут одна и та же. И
называется эта логика материалистической диалектикой. Поэтому, а не почему-нибудь
еще и не надо тут двух разных слов – а не только двух (тем более трех) разных
наук, – это одно и то же: материалистическая диалектика, она же логика и она
же теория познания марксизма-ленинизма. [304]
1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 48, с. 232.
2 Там же, т. 47, с. 151.
3 Под знаменем марксизма, 2 (1924), с. 69.
4 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 18, с. 363-304.
5 Плеханов Г.В. Сочинения, т. 17, с. 99.
6 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 18, с. 279, 281.
7 Там же, т. 18, с. 471.
8 Там же, с. 348.
9 Берман Я.А. Диалектика в свете современной теории познания. Москва, 1908, с. 17.
10 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 18, с. 355.
11 Там же, с. 265-266.
12 Там же, т. 45, с. 29.
13 Там же, с. 29-30.