Идеал
Большая советская энциклопедия, т. 10, с. 34‑35.
(франц. idéal, от греч. idéa – идея, первообраз),
идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности
человека или общественного класса. Формирование природы сообразно идеалу представляет
собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное
создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.
Проблема идеала была обстоятельно разработана в немецкой классической
философии. Наиболее остро она была поставлена И. Кантом в связи с проблемой
«внутренней цели». Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы
быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единственным существом, действующим
по «внутренней цели», является человек как представитель рода. В животном внутренняя
целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает форму идеала,
особого образа цели. Согласно Канту, идеал как воображаемое (достигнутое в воображении)
совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением
всех противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими
«род». Таким образом, осуществление идеала совпадало бы с концом истории. В силу
этого идеал, по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только «идею»
регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем задаёт образ
самой цели, и потому руководит человеком скорее как чувство верного направления,
чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может и должен быть
представлен в виде образа – в форме прекрасного. Идеал науки («чистого разума»)
задаётся в виде принципа «запрета противоречия», моральный идеал («практического
разума») – в форме категорического императива. Ни там, ни здесь наглядно представить
себе состояние, соответствующее идеалу, нельзя, ибо оно неосуществимо в течение
сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому идеал и «прекрасное»
становятся синонимами, и жизнь идеала допускается только в искусстве. Эти идеи
Канта получили развитие в сочинениях Ф. Шиллера, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга
и немецких романтиков.
Г. Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления
об идеале, развенчал его как абстракцию, выражающую на деле один из моментов
развивающейся действительности «духа» (т.е. истории духовной культуры человечества)
и противопоставленную другой такой же абстракции – «эмпирической действительности»,
якобы принципиально враждебной идеалу и несовместимой с ним. Идеал становится
у Гегеля моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося
через свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собственные порождения,
свои «отчуждённые» состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему «эмпирическую
действительность». Идеал науки (научного мышления) поэтому может и должен быть
задан в виде системы логики, а идеал практического разума – в виде образа разумно
устроенного государства, а не в виде формальных и принципиально неосуществимых
абстрактных императивных требований, обращённых к индивиду. Идеал как таковой
поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая
ступень развития предстаёт с этой точки зрения как частично реализованный идеал,
как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия,
– т.е. коллективного разума объединённых вокруг идей людей. В виде идеала всегда
оформляется образ конкретной цели деятельности «рода», т.е. человечества на данной
ступени его интеллектуального и нравственного развития. В составе идеала действительно
представляются разрешёнными главные, наиболее острые и окончательно назревшие
всеобщие противоречия. «Дух» всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную
цель «абсолютного совершенства», представляемого как неподвижное и лишённое жизни
(стало быть и противоречий) состояние.
Поскольку идеал определяется Гегелем в духе традиций немецкой классической
философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы
идеала переходит у него в эстетику, в систему определений «прекрасного». Осуществление
идеала как «прекрасного» относится Гегелем, однако, к прошлому – к эпохе античного
«царства прекрасной индивидуальности». Это связано с тем, что Гегель считает
буржуазное (идеализированное им) развитие культуры завершением социальной истории
людей. Теоретически увековечивая капиталистическое разделение труда, Гегель считает
романтической мечтой, т.е. реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного
развития индивида. Но без этого идея «прекрасной индивидуальности» становится
немыслимой даже чисто теоретически. Поэтому «прекрасное» (а тем самым и идеал
как таковой) оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры,
нежели образом ее будущего.
Подвергнув критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически
переработал диалектические идеи Гегеля относительно идеала, его состава, его
роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под идеалом
образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс
и Ф. Энгельс главное внимание обратили на исследование реальных условий
жизни основных классов современного им (буржуазного) общества, на анализ тех
реальных всеобщих потребностей, которые побуждают эти классы к деятельности и
преломляются в их сознании в форме идеала. Идеал был впервые понят с точки зрения
отражения противоречий развивающейся социальной действительности в головах людей,
находящихся в тисках этих противоречий. В виде идеала в сознании всегда своеобразно
отражается противоречивая социально-историческая ситуация, чреватая назревшими,
но не удовлетворяемыми потребностями более или менее широких масс людей, обществ,
классов, групп. В виде идеала эти группы людей и создают для себя образ такой
действительности, в рамках которого наличные, гнетущие их противоречия представляются
преодоленными, «снятыми», и действительность изображена «очищенной» от этих противоречий,
свободной от них. Это не значит, что в виде идеала следует представлять себе
грядущее состояние лишённым каких бы то ни было противоречий развития. В идеале
идеально разрешаются наличные, конкретно-исторические по существу и по происхождению,
противоречия и поэтому идеал выступает как активная, организующая сознание людей
сила, объединяющая их вокруг решения вполне определённых, конкретных, исторически
назревших задач. Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно
прогрессивные идеалы, собирающие под свои знамёна всех активных людей, ищущих
выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, например, идеал Великой французской
революции. Таковыми являются в современную эпоху идеалы Великой Октябрьской социалистической
революции. В наши дни единственной системой идей, представляющей прогрессивный
идеал, является коммунистическое мировоззрение, и именно потому, что оно указывает
людям единственно возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме
противоречий: построение коммунизма, в условиях которого осуществляется свободное
и всестороннее развитие личности.
Э. Ильенков