Идеал
Философская энциклопедия, т. 2, с. 195‑199
(от греч. ίδέα) – образец,
норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или
общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на
основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизнедеятельности,
отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей
деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной,
политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала обладает глубоким
социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против
отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах
свободы, равенства, братства. В наше время идеалом трудящихся всего мира является
коммунизм, построение коммунистического общества, осуществляемое в СССР. «Каждый
новый шаг к сияющим вершинам коммунизма, – говорится в Программе КПСС, – воодушевляет
трудящиеся массы всех стран, служит огромной моральной поддержкой в борьбе за
освобождение всех народов от социального и национального гнета, ускоряет торжество
идей марксизма-ленинизма во всемирном масштабе» 1.
Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической
философии. Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел
ее в анализе эстетической способности суждения. Согласно Канту, явления, не имеющие
цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например
естественно-природные ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие
свою цель «вне себя», как, например, орудия труда, инструменты и пр. Единственным
из известных нам явлений, – говорил Кант, – действующих по внутренней целесообразности,
является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняя
целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь
инстинктивно.
Для человека характерно свободное, т.е. сознательно совершаемое
действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал
и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает
в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной
деятельности, и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь
то бог или вещь в себе.
Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого
рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением всех
противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими
общество (род). Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось
бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым
и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом
и влечением и т.д. Каждый шаг по пути прогресса есть поэтому шаг на пути реализации
этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически
сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории состоящей в том,
что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.
Однако при таком толковании этот идеал оказывается как раз чем-то
абсолютно недостижимым или достижимым лишь в бесконечности. Идеал, как горизонт,
все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Между каждой наличной,
данной ступенью «совершенствования» человеческого рода и идеалом всегда лежит
бесконечность – бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве
и времени. Как только человек начинает мнить, что он достиг конца пути (в науке,
в политическом строе, в морали и т.д.), так мнимость эта сейчас же обнаруживается
для него в виде антиномий, в виде противоречий, раздирающих его сознание. В науке
это положение выражается в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны
по крайней мере две взаимоисключающие теории, равно оправданные и с точки зрения
«чистой логики», и с точки зрения опыта. Эти антиномии – индикаторы вечной незавершенности
познания и нравственной сферы («практики») – Кант анализирует в «Критике чистого
разума» и в «Критике практического разума».
Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал невозможно
задать в виде образа – в виде чувственно созерцаемой картины «совершенного» и
«завершенного» состояния, ибо в науке это было бы претензией на изображение «вещи
в себе», а в «практическом разуме» – на изображение бога. Но ни «вещь в себе»,
ни бога чувственно представить себе нельзя. Их можно только мыслить как условия
возможности и науки, и нравственности, как гарантии «теоретического» и «практического»
разума, всегда остающиеся «по ту сторону» рассудка и опыта, как необходимые априорные
допущения, делающие возможными и опыт, и рассудок. Иными словами, в теоретическом
разуме (в науке) идеал может выступать только в виде постулата «запрета противоречия»,
а в «практическом разуме» – в виде категорического императива. Эти постулаты
никогда не могут быть реализованы в реальной деятельности человека (в науке и
практике). Они действуют здесь лишь как априорно принимаемые «регулятивные принципы»
деятельности. Единственно, где идеал как непосредственно созерцаемый образ «совершенства»
и «завершенности» может быть дан, это – в искусстве, в художественном творении
гения. Здесь достигается «примирение» всеобщего (нормативного) и индивидуального
(характеристичного), целого и частей, морального и легального, должного и сущего
и пр. Поэтому идеал выступает как прекрасное. Если «характеристичное» (индивидуальное)
преувеличено за счет «нормального» (абстрактно-всеобщей нормы), то красота исчезает
и возникает карикатура. Если же, наоборот, на первый план выпячивается «нормальное»
(средне-общее), то возникает безжизненная абстрактная фигура, чертеж, не прекрасный,
а лишь правильный, не художественно-эстетический, а лишь школьно-академический
образ. Из этого понимания идеала развились эстетические и философско-теоретические
концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера. Фихте, расшифровывая учение Канта об идеале
на непосредственно-политической проблематике, ясно показал, что под категорическим
императивом на самом деле скрывалось требование абсолютного равенства всех индивидов
перед лицом закона, а под «эмпирическими» условиями его осуществления – реальное
сословное неравенство, расцененное как «безнравственное» состояние общества и
индивида.
И Кант, и Фихте полагали, что идеал этот есть высшая, конечная
цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования», на пути постепенного
осознания «достоинства человека» (индивида) как высшего и единственного принципа
«идеального» законодательства. Они исходили из того, что абсолютное формально-правовое
равенство любого индивида любому другому индивиду само по себе обеспечит полное
раскрытие всех «естественных» задатков и способностей каждого индивида. Таким
образом, в виде идеала, в виде постулата и императива ими был сформулирован принцип
буржуазного права, идеального буржуазного общества. Фихте изобразил этот идеал
в виде всемирного содружества абсолютно равноправных «Я», добровольно установленного
ими самими. Но при таком толковании идеал кантовско-фихтевской философии начинал
казаться чем-то очень трудно достижимым, чем-то очень далеким. Обращаясь к «притеснителям»
нравственного человека (т.е. к сторонникам сословного неравенства и феодальной
раздробленности страны), Фихте восклицал: «Стесняйте, расстраивайте его планы!
Вы можете задержать их, но что значит тысяча и паки тысяча лет в летописи
человечества?» 2
Толкуя этот идеал как абсолютное равенство всех индивидов «...во Едином великом
Единстве чистого духа...» 3, он констатировал:
«Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель,
которая никогда не будет осуществлена в действительности» 4.
Это – неизбежный вывод из представления, согласно которому полное раскрытие личности,
гармония, развитие индивида, может быть лишь результатом постепенного нравственного
самоусовершенствования всех людей, всех «эмпирических» (т.е. нравственно-испорченных
сословным строем) индивидов, в том числе князей, попов, чиновников всей Земли.
Впоследствии эта идея «нравственного самоусовершенствования» как
единственного пути человечества к идеальному состоянию вошла в арсенал всех антиреволюционных
концепций (например, религиозно-этического учения Л. Толстого, Ф. Достоевского,
Ганди и далее – вплоть до учений современных правых социалистов). Этот идеал
направлен одним острием против всякой формы «неравенства» человека человеку,
другим – против революционного пути упразднения этого неравенства. Революция,
как акт насилия, с точки зрения этого идеала выглядит так же, как «безнравственно-кровавый»
акт; с точки зрения нравственного императива он ничуть не лучше того состояния,
против которого он направлен.
Гегель, глубоко понявший бессилие этого «прекраснодушного» идеала,
сравнил последователей идеи нравственного самоусовершенствования с благороднейшим
человеком, который боится обнажить меч в борьбе против порока, опасаясь, что
он может быть «испачкан» кровью врага. В итоге меч остается, правда, чистым,
но только потому, что он никому не грозит... Абсолютное бессилие абстрактного
нравственного императива перед лицом эмпирических условий его осуществления (непосредственно
перед лицом сословно-феодального неравенства и всей его культуры – теоретической,
эстетической, моральной, бытовой и т.д.) заставило Гегеля искать другой путь
решения проблемы идеала. Прежде всего Гегель позаботился о том, чтобы разрушить
логический фундамент этой концепции – теорию «чистого разума».
Для Канта идеал теоретического разума, т.е. всеобщая форма и условие
истины, состоит в полной и абсолютной непротиворечивости знания, т.е. в полном
тождестве научных представлений всех людей об одной и той же вещи «в одно и то
же время и в одном и том же отношении». Этот идеал науки и выступает у Канта
в виде категорического императива рассудка, т.е. в виде запрета логического противоречия.
Неосуществимость этого постулата в науке, развивающейся именно через выявление
и разрешение противоречий, является, согласно Канту, показателем того, что истина
не достигнута и никогда в течение «конечного времени» достигнута не будет. Поэтому
появление противоречия в науке Кант расценивает как индикатор незавершенности
знания, указывающий теоретическому разуму, что его претензия «объять необъятное»
(т.е. вещь в себе) обречена на вечную неудачу.
Идеал, однако (как и в нравственной сфере), – полный теоретический
синтез всех эмпирических сведений, их «единство в духе» (т.е. в мышлении) – составляет
неустранимую потребность этого разума, его «регулятивный принцип» и идеал, к
которому он стремится и никогда не достигает. Тем самым непротиворечивое единство
знания выступает у Канта как «необходимая иллюзия разума». Таким образом, запрет
противоречия выступает как высший априорный закон рассудка, а наличие противоречия
– как вечное «эмпирическое» состояние разума, гоняющегося за полным синтезом,
за своим идеалом. Запрет противоречия – должное, а наличие необходимо возникающего
противоречия – сущее, действительное и необходимое состояние разума, его форма
и закон. Так почему же, – спрашивает Гегель, – неосуществимое должное мы обязаны
считать и почитать за высший и непререкаемый закон мышления, а реальную форму
и закон развития человеческой научной культуры – за «иллюзию», хотя бы и необходимую,
за «фикцию» разума, гоняющегося за синей птицей «полного синтеза знания», за
познанием «вещи в себе?».
Не разумнее ли рассудить как раз наоборот?
Гегель разрушает оба постулата кантовской философии (запрет противоречия
и категорический императив) с позиции историзма. Против них он заставляет свидетельствовать
историю науки и нравственности. При этом нравственность понимается Гегелем широко,
включая, по словам Энгельса, «...1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность,
к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское общество,
государство» 5.
История показывает, что вовсе не запрет противоречия и не категорический
императив были тем идеалом, к которому изначально стремилась история человечества.
Напротив, движущей силой развития духа в теории всегда было противоречие. Стало
быть, не запрет, а наличие противоречия является формой и законом реального развивающегося
духа (мышления). Диалектическое противоречие, т.е. столкновение двух взаимоисключающих
и одновременно взаимопредполагающих тезисов есть поэтому не «фикция», не «иллюзия»,
не показатель заблуждения разума, не индикатор тщетности его попыток понять «вещь
в себе», а его «естественная», имманентная ему форма и закономерность развития,
а потому и форма постижения «вещи в себе».
Действительный идеал науки – это понимание вещи в себе как единства
противоположностей, как живого развивающегося процесса, снимающего силой противоречия
все «конечные», зафиксированные свои состояния.
Идеал знания и нравственности, который выдвигает Гегель против
Канта, – это не застывшая мертвая «вещь», а «суть дела» – категория, диалектически
противоречивая природа духа.
Вечное, никогда не завершаемое обновление духовной культуры человечества,
происходящее через выявление противоречия в составе наличной стадии знания и
нравственности и через разрешение этого противоречия – в рождении новой стадии,
в свою очередь чреватой противоречием и потому также подлежащей «снятию», – таков
идеал Гегеля. Это и было главной заслугой Гегеля в истории мысли. Однако это
огромное завоевание было нейтрализовано идеализмом гегелевской философии. Гегель
исходил из того, что именно мышление, саморазвивающееся через противоречие тезиса
и антитезиса, есть причина развития и науки, и нравственности (т.е. истории).
Поэтому идеал в его чистом виде вырисовывается перед человеком не в образах искусства
и не в образе «идеального строя» жизни и нравственности, а только в «Науке логики»,
в виде системы диалектически развивающихся категорий. Всё же остальное – и искусство,
и политическая история человечества, и промышленность, – короче говоря, все предметное
тело цивилизации, – есть только «побочный продукт», издержки производства «чистой
логики», сами по себе не имеющие значения. Таким образом, все другие (кроме логики)
формы сознания и самосознания человечества – конкретные науки, право, искусство
и т.д. – суть только «несовершенные воплощения» творческой силы диалектического
мышления, земные воплощения идеала, представленного в «Науке логики».
В результате гегелевское учение об идеале оказалось в общем и целом
крайне консервативным. Мышление, идеальный образ которого задан в «Науке логики»,
диалектично. Но когда это идеальное мышление обрабатывает естественно-природный
материал, оно вынуждено с ним считаться. В итоге продукт всегда выглядит как
идеал, преломленный через упрямую антидиалектичность земного, вещественно-человеческого
материала.
Поэтому Гегель под видом единственно-возможного в земных условиях
«воплощения» идеала и увековечивает (обожествляет) всю ту наличную эмпирию, которая
ему исторически была дана. В том числе экономическую (хозяйственную) структуру
«гражданского» – буржуазного общества, а далее, ее надстройку – конституционную
монархию по образцу Англии или империи Наполеона. Прусская же монархия была им
истолкована как весьма близкая к этому идеалу форма государства или как система,
воплощающая этот идеал единственно-возможным в национально-немецких условиях
способом.
Этот образ мысли вовсе не был личной изменой Гегеля принципам диалектики.
Это было абсолютно-необходимым последствием и выводом из идеалистической диалектики.
Соответственно идеал человека для Гегеля – это уже не всесторонне и гармонически
развитая личность, а только личность, умеющая мыслить диалектически. При этом
совершенно безразлично, кем эта личность является во всем остальном – чиновником
или монархом, предпринимателем или даже лакеем. Таким образом, в качестве эмпирической
предпосылки идеального (т.е. диалектически-мыслящего) человека эта теория идеала
увековечивает наличную форму разделения труда в обществе, в частности товарно-капиталистическую.
Разумеется, что ближе всего к идеалу, с этой точки зрения, стоит представитель
диалектической логики. Таким образом, эта точка зрения идеализирует профессиональный
кретинизм, возводит уродство в добродетель.
Условия же, обеспечивающие всесторонне-гармоническое развитие личности
в современном (а тем более в грядущем) мире, согласно этому пониманию, абсолютно
невозможны. Они были возможны лишь в младенческом состоянии мира, в рамках маленького
античного полиса с его демократией. Большие размеры «современных» государств
и сложность системы разделения труда делают невозможной и демократическую организацию
общества, и всестороннее развитие способностей личности. Здесь, по Гегелю, естественной,
т.е. соответствующей идеалу формой, является только иерархически-бюрократическая
система управления общественными делами. Против этой стороны гегелевской философии
государственного права прежде всего и была направлена критика Гегеля «слева»,
левогегельянская версия диалектики и учения об идеале. С этого же начал и Маркс.
Именно в силу идеализма гегелевского учения об идеале гегелевский идеал органически
враждебен коммунистическому идеалу, принципиально несовместим с ним. В силу этого
выход из тупика, в который неумолимо попадала идеалистическая концепция идеала,
был найден только тогда, когда диалектика связала свою судьбу с революционной
борьбой пролетариата и порвала с формально-юридическим представлением о «равенстве»
и об условиях развития личности.
Рассмотрев буржуазную ограниченность как кантовско-фихтеанского,
так и гегелевского понимания идеала и подвергнув их критике с позиций пролетариата,
Маркс и Энгельс материалистически переработали и использовали классические идеалистические
учения об идеале. Человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью»,
а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается
его «подлинная природа». Этим исторически определяется и высшая цель, т.е. идеал
человеческой деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического
преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная
личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.
Формально-правовое равенство человека человеку есть классовый идеал
буржуазии. Его реальным субстратом оказывается конкретно-историческая форма экономического
неравенства – капиталиста и наемного рабочего. Свобода в сфере мысли и морали
здесь рассматривается в отчуждении от экономических отношений и предполагает
абсолютное рабство человека в сфере реальной жизни, и прежде всего в экономике,
и ведет к превращению человека в частичную деталь частичной машины, в раба вещей.
Для пролетариата и вообще для большинства рода человеческого этот идеал вовсе
не так заманчив, как для философа – идеолога буржуазии.
Первой формой преодоления буржуазного идеала в истории оказались
учения социалистов-утопистов – Фурье, Сен-Симона, Оуэна. В противоположность
реальному положению человека внутри буржуазного общества утописты провозгласили
социалистический идеал общественного устройства, основанного на принципах общественной
собственности на средства производства и обеспечивающего всесторонне-гармоническое
развитие каждого человека. Однако, будучи оторванными от реальной борьбы пролетариата,
они апеллировали при обосновании своего идеала к абстрактным принципам разума
и справедливости, хотя по существу их идеал был отражением интересов пролетариата
в буржуазном обществе.
Пролетариат силой реально-бесчеловечных условий своего существования
внутри буржуазного мира оказывается естественным врагом этого общества и его
идеала. Но только теоретики пролетариата приходят к выводу, что подлинная свобода
человека может быть достигнута лишь на основе коммунистического обобществления
материальных средств и условий жизни и прежде всего – средств производства. Иными
словами, социалистический идеал может быть осуществлен только через коммунистическую
революцию. Этот акт в силах совершить только класс, и никогда – не индивидуум,
каким бы он ни был нравственно или интеллектуально совершенным. А класс поднимается
на борьбу не силой идеала, как бы заманчив тот ни был, а только силой реальной
жизни, т.е. когда идеал совпадает с назревшей в общественном организме массовой
потребностью, с массовым материальным интересом класса. Только при условии такого
совпадения идеал и вызывает в массах отклик и вдохновляет их на действие. В этом
смысле Маркс и Энгельс категорически возражали против толкования коммунизма как
идеала: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено,
не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем
коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее
состояние» 6.
В этой форме выражения мысли отчетливо видна полемическая направленность
против кантовско-фихтеанского и левогегельянского понимания идеала и его отношения
к «теперешнему состоянию», к совокупности налично-эмпирических условий борьбы.
Реальное движение вызывается давлением реальных же, и прежде всего
экономических противоречий, и направляется на их разрешение путем действия, путем
установления нового состояния, в котором прежние противоречия «снимаются». Это
новое состояние, единственно способное разрешить существующие противоречия, и
есть тот образ, который называется идеалом. В мышлении он рождается раньше, чем
противоречия будут разрешены реально, т.е. раньше его собственного предметного
осуществления. Это оригинальное положение, когда образ предмета рождается раньше
того предмета, который он отражает, и создает всю трудность проблемы идеала,
неразрешимую для метафизического материализма с его вариантом теории отражения.
Предмета как непосредственно-созерцаемой вещи еще нет, а его образ уже есть.
Этот образ – коммунизм как единственно-возможная форма разрешения противоречий
буржуазной, капиталистической системы производства.
Именно поэтому контуры идеала как образа необходимо наступающего
будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих
наличное состояние. В этом – вся суть диалектико-материалистического понимания идеала.
Это ни в коем случае не нравственный или интеллектуальный образ
желаемого, но не реального состояния, – не императив, который противостоит эмпирической
действительности и условиям места и времени, как что-то вне их и против них стоящее.
Это – сама действительность в полном теоретическом синтезе ее имманентных противоречий,
т.е. с точки зрения тех перспектив, которые ей же самой имманентны. Из этого
ясно видно, как глубоко было усвоено Марксом и Энгельсом рациональное зерно гегелевской
критики кантовско-фихтеанского понимания идеала как должного, как априорного
императива и постулата. Вместе с тем ясно видно и принципиальное отличие материалистического
толкования диалектики идеала и действительности – от идеалистически-гегелевского
толкования этой диалектики. Отличие подлинной революционности от консерватизма
под маской ультрареволюционности левой гегелевской школы.
Конкретный состав идеала дается, таким образом, только научным
анализом действительности, эмпирически данной картины развития, с точки зрения
тех противоречий, которые нагнетаются и властно требуют своего разрешения. В
чем и как может быть найдено это разрешение? Ответ на этот вопрос и совпадает
с выработкой правильного, жизненного, конкретного идеала.
Идеал, который был выведен Марксом и Энгельсом из анализа противоречий
буржуазного общества и хода классовой борьбы, был четко обрисован в ряде произведений
и, в частности, в «Критике Готской программы» в виде контурного изображения (образа)
коммунистического строя. Этот теоретически выверенный идеал совпадает с художественно-эстетическим
идеалом, вызревшим внутри искусства. И в данном случае выступает как теоретическое
и художественно-эстетическое выражение реального, происходящего у нас на глазах
движения, с необходимостью ведущего к установлению строя, обеспечивающего всесторонне-гармоническое
развитие каждого человека. Такой идеал не имеет ровно ничего общего с априорно
постулированным императивом, нравственным постулатом, как это пытаются изобразить
правые социалисты, базирующие свою социологию и политику на неокантианских схемах,
идеалах. Теоретики и лидеры правого социализма (например, К. Реннер, Б. Каутский,
А. Стрейчи и др.), прикладывая к реальным событиям свой абстрактный масштаб императива,
с необходимостью приходят к выводу, что революция и революционная борьба противоречат
высшим идеалам человечности, поскольку связаны с насилием и т.д. Но тот же самый
императив приводит их к лакейской позиции по отношению к империалистическому,
так называем «свободному миру». Этот мир под их идеал подходит. И не случайно,
ибо сам императив уже у Канта был скроен по мерке «совершенного» буржуазного
строя с его иллюзиями «свободы личности», «свободы мысли» и т.д. и т.п.
В противоположность кантовско-фихтеанскому представлению об идеале,
марксистско-ленинское понимание идеала и его отношения к действительному развитию
общества предполагает осуществимость идеала – при условии, разумеется, его адекватности
действительному развитию. В противоположность Гегелю, марксистско-ленинское учение
об идеале отнюдь не связывается с фетишизацией одной, и именно наличной, ступени
общественно-человеческого развития. По мере приближения к этапу развития, обрисованному
в идеале, этот идеал вовсе не отодвигается, подобно горизонту, снова и снова
вдаль, в грядущее. Напротив, сам состав идеала вырабатывается по ходу развития
общественной деятельности, т.е. является исторически творимым, т.е. творимым
историей.
Этот процесс конкретизации идеала (коммунистического строя) очень
ясно прослеживается на эволюции теоретических и практических представлений об
образе коммунистического строя – от Готской программы до Программы КПСС, принятой
на XXII съезде. Чем ближе к коммунизму, тем более рельефными и зримыми, более
конкретными, становятся черты его образа, складывающегося уже сегодня в труде
миллионов. Идеал коммунизма, сформулированный в Программе, включает в себя представление
не только о конечной цели, но и о средствах, о путях ее достижения. Именно в
этом – конкретность и жизненная сила этого идеала.
Идеал теоретического познания (науки) излагается в диалектико-материалистической
теории познания, в диалектике, как логике и теории познания марксизма-ленинизма.
Эстетически-художественный идеал разрабатывается мировым искусством и задается
индивиду через его эстетическое развитие, через потребление сокровищ мирового
искусства. Можно говорить о политическом идеале, о нравственном идеале и т.д.
Деятельность индивида, а потому и форма его продукта, всегда «отклоняется» от
абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Но это отклонение и есть единственно
возможная форма и способ реализации всеобщего идеала, это и есть сам идеал, скорректированный
условиями места и времени, характером материала, в котором он осуществляется,
особенностями личности индивидуума и т.д. То же самое относится и к реализации
идеала в специфически-национальных условиях развития целых стран, народов и т.д.
В этом в полной мере сказывается диалектика всеобщего, особенного и индивидуального.
Такое отклонение ни в коем случае нельзя толковать как отказ от
идеала, как признание его неосуществимости. Наоборот, только полный учет конкретных
условий места и времени и позволяет осуществить через деятельность теоретически
или эстетически выверенный идеал. Иначе этот идеал так и остается неосуществимым
«благим намерением», разбивающимся о неодолимое упрямство «грубой» реальности.
В марксистско-ленинском понимании идеал выступает как активная форма общественного
сознания, организующая массу индивидуальных сознаний и воли вокруг решения одной,
исторически назревшей задачи, проблемы. Таков в наши дни идеал коммунизма.
Э. Ильенков
1 Программа КПСС. Москва, 1961, с. 141.
2 Фихте И.Г. Избранные сочинения, т. 1. [М.], 1916, с. 403.
3 Там же, с. 405.
4 Там же, прим.
5 Маркс К., Энгельс К. Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 295.
6 Там же, т. 3, с. 34.