Взаимодействие
Философская энциклопедия, т. 1, с. 250
всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся
в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют
систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие
и обратно.
Причина в качестве активной стороны взаимодействия выступает первоначально
в виде движения того тела, в котором сосредоточивается движение всей системы,
и вызывает в другом теле или явлении изменение, а вместе с ним обратно направленное
действие, т.е. противодействие. Пассивная сторона взаимодействия при этом превращается,
в свою очередь, в активную и обратно. Эта формальная схема взаимодействия осуществляется
даже в простейшем из возможных случаев – в механической системе двух соударяющихся
упругих тел. Однако взаимодействие вообще не исчерпывается простейшей формой
взаимодействия, заключающейся в переносе извне полученного движения без существенного
превращения формы этого движения. Если схему механического взаимодействия перенести
на всю проблему взаимодействия в целом, придать этой схеме всеобще-логическое
значение, отождествить ее со схемой взаимодействия вообще, то это приведет к
допущению первотолчка извне как «первопричины» движения универсума. Такое понимание
взаимодействия сложилось в естествознании 17‑18 вв. (например, Ньютон)
и оттуда было перенесено в философию.
Диалектико-материалистическое понимание взаимодействия как всеобщей
формы движения и изменения предполагает такую систему причинно-следственных связей,
которая не нуждается в «первотолчке», в привнесении движения извне. Взаимодействие
– это способ движения такой системы, внутри которой причина выступает в конце
концов как следствие существования ее же самой. Такой системой взаимодействия
является бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Вне ее нет и не может
быть причин, приводящих ее в движение. Причины ее движения суть одновременно
следствия ее же собственного движения. Такой характер взаимодействия прекрасно
выражается формулой Спинозы: «субстанция есть причина самой себя» (causa sui).
Механическая форма взаимодействия представляет собой не всеобщий,
а лишь частный случай универсальной формы взаимодействия как бесконечной цепи
причинно-следственных отношений.
Характеристика взаимодействия как взаимного изменения сторон системы,
при котором движение приобретает «круговой» характер, относится и к любой конкретной
системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в
качестве «причины самой себя», т.е. заключает внутри себя источник своего собственного
движения. Понимаемая так причина совпадает с внутренним противоречием данной
конкретной системы.
Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том смысле, что
оно есть всегда отношение сторон определенной целостной системы, например солнечной
системы, растительного, животного царств, человеческого общества, определенной
общественно-экономической формации. Содержание взаимодействия обусловлено природой
составляющих его моментов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное
движение данной системы. Примерами такого диалектического взаимодействия может
служить любая конкретная система, например живые организмы. Живые организмы преломляют
воздействия внешней среды через специфическую организацию своего тела и взаимоотношения
особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизводящейся
и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеческое
общество в его развитии, основанном на специфических социальных закономерностях.
Взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется
в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе
взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие).
В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается
ее же собственным следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не
только на «кольцо», но и на «спираль». Образцом такой формы взаимодействия является
система взаимодействия экономических явлений, научно воспроизведенная в «Капитале»
Маркса.
В аналогичном отношении взаимодействия находятся между собой теория
и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе
практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное
воздействие на практику.
Взаимодействие выражается, например, в отношениях наемных рабочих
и капиталистов внутри товарно-капиталистических отношений производства. Капитал
есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его
данного, конкретно-исторического существования.
При всей зависимости сторон взаимодействия диалектика обязывает
всегда иметь в виду, что одна из сторон этого взаимодействия является ведущей.
Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития.
Так, например, в отношении взаимодействия теории и практики ведущей стороной
выступает практика.
Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский