Философия
Философский словарь.
2‑е изд. Москва, 1968, с. 378-379
(греч. phileo – люблю и sophia – мудрость)
– наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа
и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной
из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими
отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является
проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система
представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если «основной
вопрос» в ней прямо и не формулируется. Термин «философия» впервые встречается
у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Философия
возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность
знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно
для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе
развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил
процесс «отпочкования» отдельных наук от философии и одновременно выделение ее
в самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки
общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности
в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории
познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается
в философии на первый план, так как то или иное его решение лежит в основе всей
философии, в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация философии
на два противоположных направления – на материализм и идеализм;
промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма
и идеализма проходит основной нитью через всю историю философии, составляет одну
из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с
экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение
специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению
в самой философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных,
а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, [378] гносеология,
логика, этика, эстетика, психология, социология и история философии. В то же
время в силу недостаточности конкретных знаний философия пыталась заменять недостающие
связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую
над всеми другими науками, «науку наук». В отношении природы такая философия
выступала как натурфилософия; в отношении истории – как философия истории. Последней
системой такого рода была философия Гегеля. Однако по мере роста и дифференциации
знаний исчезли всякие основания для существования философии как «науки наук».
Ясное понимание общественной потребности, которая рождает философию как особую
науку, понимание ее места и роли в составе духовной культуры, а следовательно,
и круга ее проблем (ее предмета) было впервые достигнуто в марксизме-ленинизме.
Теоретическое познание явлений окружающего мира невозможно без мышления, развитого
в логическом отношении. Но логические категории и законы в силу исторически сложившегося
разделения труда между науками разрабатывались именно философией. Марксистско-ленинская
философия развила и последовательно провела материалистический принцип в понимании
объективного мира и мышления, оплодотворив его диалектическим воззрением, построив
диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития
“всех материальных, природных и духовных вещей”, т.е. развития всего конкретного
содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания
мира» 1. Рассматривая логические
формы и закономерности как осознанные и проверенные всей человеческой практикой
формы и законы развития природных и общественно-исторических процессов, марксистская
философия упразднила различение между онтологией, логикой и теорией познания.
Совпадение диалектики, логики и теории познания – основной принцип философии
диалектического материализма. Тем самым философская теория марксизма представляет
собой конкретно-развернутое, проведенное через все детали диалектико-материалистическое
решение основного вопроса философии Логические формы и закономерности предстают
здесь как отраженные в сознании человека универсальные формы и закономерности
протекания любого естественно-природного и общественно-исторического процесса,
как ступени теоретического воспроизведения предметов в согласии с их действительным
развитием. Философия, развитая на основе такого понимания ее роли, предмета и
действительных задач в развитии человеческой культуры, выступает как могущественное
орудие познания и деятельности людей, как активный фактор дальнейшего развития
познания и практики. При таком понимании философии ее части – психология, этика,
эстетика – все более превращаются в самостоятельные науки, лишь по традиции считающиеся
философскими. Правда, эта традиция имеет основание, так как упомянутые науки
в наибольшей степени связаны со специфически философской проблематикой, в частности
с проблемой взаимоотношения субъекта и объекта. Философия способствует
развитию самосознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе
общего развития человеческой культуры, дает тем самым масштаб для их оценки и
связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения. Современным буржуазным
теориям присущи антифилософские тенденции. Они особенно характерны для неопозитивизма,
который объявляет проблемы философии псевдопроблемами, пытается заменить философский
анализ развития современного знания и практики анализом «языка науки», т.е. лингвистически-семантическим
анализом «внешних форм мышления», – языка, знаковых систем выражения мысли и
т.д. Тем самым философия, по существу, ликвидируется как наука. Единственным
путем развития философии как особой науки остается поэтому путь диалектического
материализма, продолжающего лучшие традиции мировой философии. [379]
[Э. Ильенков]
1 Ленин В.И.
Полное собрание сочинений, т. 29, с. 84.