Занятия по стрелково-артиллерийской подготовке
«Красная звезда», 21 декабря 1945
После занятия лейтенант жаловался: Ну, конечно, скучно, а как же
можно иначе провести? Очень уж разные во взводе люди. И новички тут, что неделю
назад первый раз орудие увидели, и такие, что воевали четыре года. Вот и попробуй
рассказать так, чтобы и тем и другим было интересно и понятно. Да и тема такая
– «Элементы траектории» – и опыта войны не используешь...
Занятие, действительно, было скучным. Лейтенант монотонным голосом,
глядя в конспект, излагал сухие определения, решив, что это единственный правильный
способ изложения такой «академической» темы. Молодые бойцы, утерявшие нить смысла
в самом начале, ничего не могли понять, а бывалые артиллеристы, по мнению лейтенанта,
знавшие решительно всё, боролись с одолевающей дремотой. На них лейтенант обращал
мало внимания. И лейтенант и слушатели были очень довольны, когда дневальный
возвестил конец учебного часа...
По-другому прошло занятие во взводе гвардии старшего лейтенанта
Ястребова. И тема была та же, и аудитория очень схожа. И всё-таки два часа прошли
интересно, живо и с пользой для взвода. Объяснять старший лейтенант начал издалека.
Новички, недавно пришедшие в часть, имели вообще об артиллерии представление
довольно неясное, и старший лейтенант коротко ознакомил их с ролью артиллерии
в бою. Старые бойцы слушали также с интересом, так как примеры, использованные
командиром взвода, были хороши и напоминали им многое. Затем, исходя из роли
и задач артиллерии, старший лейтенант начал говорить о классификации артиллерийских
систем. То, что орудия принадлежат к какому-нибудь типу – или к пушкам, или к
мортирам, или в гаубицам, – старым артиллеристам было, конечно, давно известно.
Но мало кто из них мог припомнить, каким числовым отношением длины ствола и калибра
характеризуется каждый из них. Старым бойцам старший лейтенант предложил припомнить,
какие образцы орудий из встречавшихся им на фронте наиболее характерны для каждого
типа. В ответах недостатка не было.
И уже после этого Ястребов перешел к видам траекторий, т.е. к тому,
с чего как раз и начал первый лейтенант. Бойцы с вниманием разглядывали схему,
на которой были изображены различные формы траекторий. Гвардии старший лейтенант
наглядно показал, что для поражения различных целей выгоднее определенные траектории,
а следовательно, и определенные системы. Объяснения его, простые и доходчивые,
были интересны для всех обучаемых. Следующим вопросом в конспекте старшего лейтенанта
значилось: причины, влияющие на полет снаряда. И здесь хорошо подготовленный
офицер нашел вещи, знакомые старым бойцам лишь понаслышке.
Говоря о влиянии изношенности орудия на полет снаряда, старший
лейтенант предложил старым бойцам объяснить, почему снаряд, брошенный из нового
ствола, падает дальше, чем брошенный стволом старым. Почему изношенное орудие
увеличивает разбрасывание снарядов, объяснить могли многие, но отчего уменьшается
дальность, попробовал лишь один, да и то рассказать правильно не смог. Исчерпывающие
объяснения старшего лейтенанта слушали с интересом все до одного.
О том, как влияет на полет снарядов качество пороховых зарядов,
командир взвода рассказал, напомнив сначала случай, происшедший с его орудиями
в одном бою, где на разрушение дота было затрачено гораздо больше снарядов, чем
требовалось по норме, из-за того, что заряды оказались на огневой позиции различных
партий. Стрельбу помнили многие, и причины ее неточности не могли не заинтересовать.
Зависимость скорости сгорания пороха в зарядной каморе от температуры
его старший лейтенант связал с практическим вопросом – отчего перед стрельбой
недопустимо держать заряды в разных условиях.
Так, шаг за шагом, командир взвода рассказывал простым, понятным
языком, казалось бы, очень сухие специальные вещи. Не заскучали ни молодые бойцы,
ни старые, которые слышали многое не первый раз. В чем же дело? Очевидно, только
в том, что, готовясь к занятию, гвардии старший лейтенант Ястребов продумал хорошо
весь ход его, учел разнородность знаний своих бойцов, подготовился не формально,
а вдумчиво.
В некоторых случаях, правда, можно не согласиться с ним. Например,
сказав, что сопротивление воздуха возрастает как квадрат скорости, он добавил:
«Но это для вас не стоит, не поймете»!
Если уж сказано – лучше было бы, пожалуй, объяснить.
Но таких методически неправильных мелочей было немного, и они не
могли испортить общего хорошего впечатления от занятий. Гвардии старший лейтенант
Ястребов правильно понял, что теоретические сведения нельзя подавать в отвлеченной
форме, что они важны постольку, поскольку могут помочь бойцу понять те или иные
мероприятия, связанные с работой у орудий, приборов, заставить его сознательно
относиться к повседневной практике артиллерийского дела.
Гвардии младший лейтенант
Э. Ильенков