Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





Великий гуманист

«Советская Россия», 28 июня 1962


На сцене придворного театра в Фонтенбло, в присутствии короля Франции Людовика XV, состоялась премьера комической оперы «Деревенский колдун». Представление имело грандиозный успех. После спектакля при дворе был устроен прием, на который получил приглашение и сочинитель оперы.

Однако он не пришел. Этот жест стоил гордому автору пожизненной пенсии, которую хотел ему назначить король. И сделал это не владетельный вельможа, а бедный сын ремесленника, женевский гражданин Жан Жак Руссо. Отказавшись от «дарованных» источников средств к существованию, он зарабатывал на жизнь перепиской нот. «Плебейскую» гордость и моральную чистоту Руссо высоко ценил Маркс, который писал, что они предохраняли Руссо от всякого, хотя бы только кажущегося компромисса с существующей властью.

Великий мыслитель, философ и писатель, композитор и поэт, ученый и публицист, Руссо весь свой ум отдал делу народной свободы. Незадолго до описанного эпизода была опубликована его работа «О влиянии наук на нравы» (1750), отмеченная премией Дижонской академии и принесшая ему широкую известность. Указав на глубочайшую противоречивость современного ему общества, он считает, что причиной всех зол является общественное неравенство, разделение людей на бедных и богатых.

Руссо отвергал общество титулованных тунеядцев вместе с их ложной наукой, фальшивым искусством и всей той мишурой, которую они называли культурой. Он проводил это отрицание с неуклонной последовательностью, заменив свой расшитый камзол и туфли с пряжками скромным костюмом горожанина, бросив шпагу и даже продав часы.

Точка зрения Руссо расходилась с мнением подавляющего большинства просветителей. Они считали его высказывания и поведение парадоксом, порождением больной фантазии. На самом же деле эти рассуждения великого гуманиста, как и все его последующие работы, породила ненависть к угнетателям, они были воплем души народной, раздавленной позолоченным башмаком абсолютизма, гнетом дворянства и крупной буржуазии.

В те времена восстания голодных крестьян разражаются в Пиренеях, Провансе, Лангедоке, Бретани. Правительство посылает войска – зачинщиков вешают. «Берегитесь особенно аристократов и богачей», – восклицал Руссо.

Нельзя сказать, чтобы писатели и философы того времени не видели конфликтов, раздиравших общество, и не замечали страданий народа. Вся беда в том, думали тогдашние просветители, что властители и законодатели не считаются с природой человека и не знают естественных законов, на которых должно основываться всякое разумное общество.

Одним из самых коренных, естественных свойств человека считалась частная собственность. Человек – это собственник. Такой взгляд и сейчас живет в буржуазной пропагандистской литературе. В своей работе «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) Руссо подверг критике эту излюбленную идею буржуа.

Руссо чувствует глубочайшую диалектику общественного развития и, исходя из нее, обосновывает право народа на революционные ниспровержения всякого угнетения.

Конечно, общество, в котором жил Руссо, еще не содержало в себе условий и средств для освобождения трудящегося народа от всякой эксплуатации и всякого угнетения. Поэтому Руссо и не мог предложить никакой другой положительной программы переустройства общества, кроме утопии.

Идеалом Руссо было государство, «где носитель верховной власти и народ не могли бы иметь различных интересов и целью всех движений государственного механизма было бы общее счастье...».

Идеи Руссо вызвали самые яростные нападки. Его роман «Эмиль» был сожжен рукою палача. Автор вынужден бежать, опасаясь ареста. В Пруссии священники натравили на него религиозных фанатиков, которые забросали его дом камнями...

С ненавистью врагов к Руссо по силе могла сравниться только любовь к нему народа. Идеи его воспринимались с энтузиазмом. Книги его расхватывались мгновенно. Будущие вожди якобинцев считали за счастье видеть его. Последователями Руссо были вожди и идеологи демократических, освободительных движений XVIII и XIX веков. Вашингтон и Джефферсон, Робеспьер и Сен-Жюст, Бабёф и Фурье, Гарибальди и Линкольн, Герцен и Чернышевский – все они черпали идеи из творений Руссо. Явно преувеличивая роль Руссо в истории, Наполеон сказал, что без Руссо не было бы французской революциию. Истиной является то, что революция положила идеи Руссо в основу «Декларации прав», а Наполеону потом пришлось принять решительные меры против влияния этих идей.

Особого внимания заслуживают высказывания Руссо о войне и мире. Критикуя попытку вывести возникновение войны из так называемой природы человека, Руссо показал, что война есть отношение не между отдельными частными людьми, а между государствами. Будучи противником войны как средства разрешения споров между государствами, Руссо с сочувствием относился к «Проекту о вечном мире», написанному Сен-Пьером. В предисловии к этому проекту он восклицает: «Сколь были бы мы благополучны, если бы вскоре восстановлен был мир между Державами!».

Велико влияние Руссо на русское освободительное движение и на русскую культуру. Радищев сделал из его сочинений самые решительные выводы. Герцен оценил его как предтечу якобинской диктатуры. Чернышевский называл его «революционным демократом».

Не вина Руссо, что идеи равенства, братства и свободы, идея народного государства, которые он отстаивал и под знаменем которых боролись крестьяне и ремесленники Франции, на практике оказались только идеализированным царством буржуазии. Его трагедия коренится в трагедии человеческой истории. В своем творчестве Руссо шагнул далеко в будущее, он меньше всего принадлежит буржуазии.

Действительное осуществление идеалы великого гуманиста находят только в борьбе трудящихся за торжество коммунизма, на знамени которого начертано: Мир, Труд, Свобода, Равенство, Братство и Счастье всех народов.

Э. Ильенков,
кандидат философских наук.