|
Идеалы и интегралы
|
Вчера я опять поругался с Адам Адамычем.
– Вы реакционер, – сказал он мне на прощание, – философ вы, луддит
новоявленный!
А это всё слова, как вы понимаете, очень обидные. Луддитами называли
себя некогда ломатели машин, видевшие в станках, которые ткали ситец быстрее
и лучше, чем их умелые руки, своего смертельного врага, бездушного конкурента-разорителя.
Дело в том, что Адам Адамыч изобретает мыслящую машину умнее человека.
А мне такая затея почему-то ужасно не по душе. И в этих моих настроениях Адам
Адамыч усматривает ни много ни мало как отрицание кибернетики вообще, которое
в его глазах оказывается чуть ли не неизбежным выводом из философии. Он и не
подозревает, что тем самым преступает границы подлинной кибернетики, так же как
некогда преступали границы научной философии те философы, которые объявляли кибернетику
лженаукой.
– Мало ли чего Вам хочется? – отвечает мне [5] Адам Адамыч, когда
я говорю, что мне хочется, чтобы человек был умнее машины. – Вбили вам в голову,
будто человек – венец творения, предел совершенства. Тоже мне предел. Вы систему
уравнений с пятью неизвестными целый день решать будете, да еще и ошибок наделаете.
А мой Интеграл за полминуты с сотней-другой управится.
И Адам Адамыч снисходительно на меня поглядывает.
– Да, но Бах, но Блок, – как умею, отбиваюсь я, – ведь не может же машина...
– Хватит, хватит, – обрывает Адам Адамыч. – Вчера мой Интеграл
выдал «Интегральную фугу». Это, правда, пока еще не Бах, но всё же. Если учесть
что ему всего полгода... Ваш возлюбленный Бах в его возрасте...
Здесь голос Адам Адамыча становится тихим и ласковым, а взор –
задумчивым и нежным. Некоторое время мы молчим и не пререкаемся. Отцовские чувства
Адам Адамыча мне понятны, и у меня пропадает охота спорить. Но это – эмоции.
А эмоций Адам Адамыч не любит. Он ценит только математически строгие выкладки
и хочет одержать верх по всем правилам логики.
– Вы должны понять, что человек – тоже машина, и что машины могут
быть разные. Что мы называем машиной? Как известно, в кибернетике машиной называют
систему, способную совершать действия, ведущие к определенной цели. Значит, и
живые существа, человек в частности, в этом смысле являются машинами. Нет никаких
сомнений в том, что вся деятельность человеческого организма представляет собой
функционирование механизма, подчиняющегося во всех своих частях тем же законам
математики, физики и химии, что и любая машина. [6]
– Да, но все-таки человек качественно отличается...
– Вот-вот. Затвердили свое – качественно, качественно! Отсюда отнюдь
не следует, что с помощью мышления, происходящего в мозгу, нельзя постичь тайны
самого мышления и воспроизвести его аналог: создать аппарат – электронный, белковый
или какой-либо другой, имитирующий черты мозга, существенные для процесса мышления.
Сомневаться в возможности познания процессов мышления – значит сомневаться в
познаваемости мира! А за вашим «качественным отличием» кроется просто старинная
вера в некое сверхъестественное, если хотите, божественное чудо сотворения мыслящей
материи. Уши всем вы прожужжали этим «качеством»!
– Адам Адамыч, согласен с вами. Давайте называть «машиной» систему,
способную совершать целесообразные действия. Тогда человека и в самом дела придется
считать машиной. Но как мы станем называть другие машины – скажем, вашу «Волгу»,
мою пишущую машинку, электровозы, прокатные станы, токарные станки? Ведь никаких
целесообразных действий они совершать не способны, и, следовательно, машинами
их назвать нельзя! Знаете, давайте-ка назовем их «человеками» – благо, это наименование
кое для кого осталось «безработным» с тех пор, как они человека прозвали машиной...
– Вы опять за свое. Качественные отличия, цель, разум, воля, идеальное,
возвышенное, привлекательное, трогательное! Цветочки-незабудочки! Поэзия, беллетристика!
Тысячи лет стараетесь, а ни одного из этих понятий точно определить не смогли.
Тоже мне, язык науки! Сами не знаете, о чем говорите! Все зависит от того, что
понимать под словами «мыслить», «цель» и так далее. Срисовали вы их смысл с человеческих
[7] образцов, вот и молитесь на самих себя, прикрываетесь насильственно ограниченным
пониманием терминов. А почему не может быть мышления, совсем не похожего на ваше?
Привыкли всё понимать по своему образу и подобию! А в век космонавтики не праздно
предположение, что нам, возможно, придется столкнуться с другими живыми существами,
весьма высоко организованными и в то же время совершенно на нас непохожими. Ни
в чем. Как вы узнаете, способны или неспособны они мыслить, присущи им или не
присущи эстетические переживания, идеалы красоты и прочее? А почему бы, например,
высокоорганизованному и мыслящему существу не иметь какого-нибудь совершенно
неожиданного для нас внешнего вида? Почему бы ему не походить на осьминога, на
грибы, на океан, на плесень, распластанную на камнях далеких планет, наконец?
Непременно у него должен быть нос и два глаза? Бедновата, очень бедновата у вас фантазия...
– Адам Адамыч, а почему бы тогда не иметь ему и вид камней? И чем
наши камни хуже марсианских? Вдруг они тоже умнее нас, только притворяются? Почему
вы не заподозрите телеграфный столб в тайном пристрастии к мышлению? Что вы сами-то
понимаете под мышлением? Под целью? И потом. Ведь оперируя всеми этими терминами,
вы вторгаетесь в сферу философии. И раз вы уж начали философствовать, то...
Вот тут-то Адам Адамыч на меня и рассердился.
– Сами вы философ, – сказал он, – все, что вы говорите, – поэзия,
беллетристика! А тут – наука! И не лезьте не в свое дело! Рассуждайте себе на
здоровье про свои идеалы, а понятия науки будем определять мы. На естественнонаучном
уровне строгости, заметьте себе. Вот подрастет Интеграл, мы и поручим [8] ему
очистить язык науки от всех ваших философских двусмысленностей! Это будет точный,
однозначный, новый язык! Он вам не даст возможности глупо острить и каламбурить!
А что касается мыслящей машины, так мы ее сделаем, будьте спокойны. Мышление
– материальная функция материального органа, мозга, которую можно до конца познать
и затем воспроизвести искусственно. И не будем повторять всех тех недостатков,
которыми отличается живой мозг. Искусственный мозг будет совершеннее нашего с вами!
Что я ему мог ответить? В его словах была своя правда, своя логика,
такая же железная, как в бесстрастных выкладках Интеграла, который стоял рядом
и без устали подмигивал мне сотнями своих кругленьких светящихся глаз.
А на моей стороне было только какое-то неприятное чувство, шептавшее
мне, что тут все-таки что-то не так. Но что именно? Почему меня не только не
воодушевляют, но даже раздражают, возмущают вдохновенные мечтания Адам Адамыча
о машине, которая рано или поздно научится и в шахматы играть изобретательнее
Петросяна, и производством управлять разумнее, чем Госплан, и музыку сочинять
прекраснее музыки Моцарта? Почему? А вдруг я и в самом деле косный консерватор,
враг технического прогресса, луддит кибернетической эры? Вдруг я и в самом деле
просто-напросто опасаюсь, что вызовут меня в один прекрасный день в отдел кадров
и скажут, стараясь не смотреть мне в глаза: знаете, дорогой товарищ, мы к вам
претензий не имеем, но... Прислали нам вчера устройство такое, разумное, дисциплинированное.
Капли в рот не берет, не пререкается ни с кем, знай работает себе да работает.
Что ему запланируют, то и пишет. Умница. И куда вас [9] теперь девать – тоже
заодно у него спросим. Оно уже не ошибется, все учтет, не то что мы, грешные.
Неприятно? А что поделаешь? Что могут поделать эмоции против логики?
Наука... Математика, кибернетика. Эффективность, оптимальность, информация, обратная
связь. Черный ящик. Вроде бы все складно, логично... Нет, не могу вдохновиться
эдаким. Чего-то здесь очень важного недостает. Чего? Попробую-ка разобраться. [10]