Георг Вильгельм Фридрих Гегель
О карточной игре
Работы разных лет.
Москва, 1970, т. 1, с. 234
Пристрастие к картам – характерная черта нашего времени.
Рассудок и страсть – те свойства души, которые принимают
в этом деятельное участие. Игрок узнаёт правила и ежеминутно применяет
их с помощью способности суждения. Поэтому-то люди, обладающие глубоким
умом и блестящим воображением, часто оказываются плохими игроками –
и не просто потому, что игра их не интересует, а потому, что их способность
суждения не столь натренирована в применении правил в повседневной
жизни. Что главным образом сообщает игре интерес, так это страсть.
Для хладнокровного игрока, лишенного к тому же стремления нажиться,
игра в карты имеет смысл главным образом со стороны рассудка и способности
суждения – как упражнение этих способностей. Но кроме этого, не считая
жажды наживы, тут действует еще и игра страстей, колеблющихся между
страхом и надеждой, которую вообще возбуждает игра в карты: состояние
духа, несовместимое с душевным спокойствием, характерным для более
возвышенного умонастроения – того самого, которым дышат все деяния
древних греков и которое сохраняется в самых дерзновенных взлетах страстей
до тех пор, пока человек остается человеком, а не игрушкой демонических
сил. Это исполненное страха и беспокойства состояние духа, характерное
для нашей эпохи, и есть то, чему мы обязаны широким распространением
карточной игры. В этом влечении страстей, как и в обнаруживающейся
здесь деятельности рассудка – даже если только они и действуют
в игроке – нет ни грана разума. Поэтому-то нам и не нравится,
когда в связи с игрой в карты – пусть даже самой бескорыстной – взывают
к имени бога. Как ни привыкли мы усматривать руку Провидения в самых
ничтожных вещах, особенно в таких, которые целиком относятся к сфере
случайности (в том числе и там, где благополучие не дурного, а просто
сбившегося с пути человека и его семьи ставится на карту), здесь упоминание
о боге нас все-таки коробит.
перевод Э.В. Ильенкова
сверил А.В. Михайлов