4. Категория субстанции и противоречия в лингвистике
Стремление структурной лингвистики дать теорию лингвистической
реальности на основе ее собственных элементов, внутренне присущих этой определенности,
рассказать о ней не на языке физики, физиологии, психологии и логики, а на собственном,
лингвистическом, языке можно только приветствовать. Однако эта попытка с самого
начала была обречена на неудачу из-за порочных, антисубстанциальных методологических
установок.
Структурализм отождествляет субстанцию и субстрат. А это категории разные.
Под субстратом следует понимать материал, лингвистически нейтральный,
чуждый определенности языка. Действительно, ни физика, ни психология не могут
рассказать о лингвистической форме. Этот субстрат действительно внешен и чужд
лингвистике и ее предмету. Но, отбрасывая этот очевидно посторонний для лингвистического
исследования материал, структурализм прикрывает этим свой отказ от субстанциальной
точки зрения вообще.
Под субстанцией же следует понимать субстрат, способный к самодвижению,
к сообщению себе в процессе развития соответствующей формы. Форма в этом случае
выступает как структура содержания, как исторически определенный и конечный способ
существования субстанции в данных условиях. [230]
С этой точки зрения и следует подходить к проблеме гомогенного
исследования в лингвистике.
Образец подлинно гомогенного исследования (предполагающего и различия,
противоречия внутри данной, однородной по своей природе, области) дал Маркс.
Он сознательно отграничивает предмет своего исследования (систему экономических
отношений капитализма) от внешних ему факторов и явлений. В рассмотрение не входят
всеобщие естественные условия производства капитала, такие, как земля, климат,
труд и т.п. Вместе с тем Маркс осуществляет свой анализ разнообразных экономических
форм именно с субстанциальной точки зрения – с точки зрения трудовой теории стоимости.
Труд есть субстанция стоимости, субъект всех ее форм. Вся сложность
подлинно научного имманентного анализа состоит в том, чтобы все разнообразие
формы рассматривать как продукт саморазвития субстанции, как ряд ее превращений
при данных обстоятельствах, как цепь реализаций внутреннего во внешнем. Это подлинный
ключ к шифру форм. Определенность данной исторической экономической формы все
время имеется в виду, именно она и исследуется, но не формальным, а субстанциальным
методом.
Надо сказать, что не всегда наука строится как учение о некоторой
реальности в форме ее описания. На определенном этапе своего развития научное
знание может выступать в форме модели, воспроизводящей в своем строении, в своей
структуре внутренние принципы строения реальности. В этом случае она не обязательно
должна быть дисциплиной, трактующей о предметах. Спорадически она может конструировать
этот внешний предмет из элементов себя самой. Как модель предмета, она сама может
служить предметом собственного исследования. Таким образом, исследование предмета
строится в форме самоисследования его опредмеченной (в символах, чертежах, материальных
механических или электронных схемах) модели.
Однако здесь сразу же следует ввести два существенных ограничения:
во-первых, теория предполагается уже достаточно разработанной, воспроизводящей [231]
предмет в его целом; во-вторых, это явление имеет место лишь спорадически:
накопление новых эмпирических данных делает модель неполноценной. В этом случае
всякая теория обнаруживает свою истинную природу, способность служить образом,
картиной определенной реальности. Именно так обстоит дело в математике, которая
развивается циклами, переинтегрируясь вновь и вновь под давлением новых опытных
данных. Именно поэтому Ф. Клейн так высоко оценивал роль прикладной математики
в развитии «чистой».
Структурализм же исходит, во-первых, из того, что вся предметная
область сполна очерчена, все выражено (закон коммутации Куриловича), во-вторых,
из того, что каждый этап существования языка представляет собой совершенно законченное
и замкнутое состояние. Всякое изменение может быть только продуктом внешних воздействий.
Оно не является имманентным. Вот почему синхронное изучение языка противопоставляется
диахроническому, а теоретическая лингвистика – описательной, «типологии языков».
Поскольку в предмете фиксируется только форма, то форма сама по себе, естественно,
не подвержена спонтанному изменению. Историческая лингвистика в принципе невозможна.
(Правда, структурализм не исключает возможность применения своих методов и к
диахронии, но сам факт этой диахронии при этом признается лингвистически необъяснимым.)
Сказанное находит подтверждение в одной из работ С.К. Шаумяна.
В предисловии к «Проблемам теоретической фонологии» автор пишет: «Теоретическую
фонологию нередко смешивают с общей фонологией, а между тем это – разные дисциплины.
Теоретическая фонология имеет своим предметом природу фонологической реальности,
для изучения которой разрабатывает соответствующий концептуальный аппарат, тогда
как общая фонология занимается типологией конкретных фонологических систем. Разным
предметам соответствуют и разные методы. Основным орудием теоретической фонологии
служит гипотетико-дедуктивный метод, позволяющий раскрывать имманентные законы
фонологической реальности. Что же касается [232] общей фонологии, то ее основной
метод – это генерализация, с помощью которой конкретные фонологические системы
сводятся к ограниченному числу основных типов фонологических систем» 1.
Существо гипотетико-дедуктивного метода заключается в постулировании
«фонологических конструктов», анализ каковых был приведен выше. Как в структурализме
вообще, так и в структуральной фонологии семантическая и физическая субстанции
не принимаются во внимание, рассматриваются как нечто случайное и потому не подлежащее
исследованию в теории.
Это положение о случайности субстанции для имманентного исследования
языка и о том, что именно в силу этого эта субстанция есть нечто неинтересное
для лингвистики, и составляет самый фундаментальный просчет структурной лингвистики.
Структуралисты полагают, что конструкт как понятие есть образ чистого
отношения между лингвистическими элементами, отношения, способного к реализации
в любой субстанции (постулируется «закон транспозиции», т.е. взаимозаменяемости
субстратов лингвистических единиц). Вся специфика и сущность лингвистической
реальности лежит именно в этих чистых отношениях-конструктах, которые и исследуются
в теории. Субстанция же, в которой они реализуются, не представляет интереса.
Такой подход к проблеме является в какой-то мере обоснованным.
Вспомним, что хотя меновая стоимость и реализуется в потребительной, Маркс, однако,
оставляет последнюю в стороне, как «не заключающую в себе ни грана стоимости»
и потому ее не объясняющую. Аналогично и звук сам по себе не заключает в себе
«ни грана лингвистической ценности», и потому его анализ сам по себе не интересен
для лингвистики (фонологию поэтому отличают от фонетики). Вместе с тем звук в
речевой цепи выполняет несвойственную ему лингвистическую функцию, никак не объяснимую
из его собственной физической природы. Звук в этом [233] речевом потоке выполняет
некую сверхъестественную, чуждую его субстанции функцию. Структурализм поэтому
делает вывод, что звук является только нейтральным носителем отличного от него
чистого лингвистического отношения, концепта. Звук есть материализация абстракции,
и потому наука занимается изучением абстракций...
Между тем нетрудно видеть, что политическая экономия был бы невозможна,
если бы рассматривала стоимостную форму как таковую, отбросив вообще потребительную
стоимость. Для стоимости безразлично, в каком товаре она воплощается, но это
небезразлично для покупателя. Далее, не учитывая потребительной стоимости, экономист
никогда не мог бы раскрыть природу денег и, тем более, природу прибавочной стоимости,
тайна которой лежит именно в своеобразной природе потребительной стоимости товара
особого рода – рабочей силы. Невозможно было бы, далее, раскрыть сущность всех
стоимостных форм как форм общественных отношений.
Подобно товару, лингвистическая реальность имеет двойственную природу:
естественную и общественную. Сущность языкового феномена в том и заключается,
что социальное явление – человеческая мысль – в процессе общения воплощается
в чуждой ему материальной стихии, психическое – в физическом, логическое – в
физиологическом субстрате.
Подлинной субстанцией всего этого является отнюдь не субстрат,
а именно общественный процесс, деятельность опредмечения. Звуковая материя чужда
мысли, случайна по отношению к мысли. Но сама эта случайность необходима: мысль
необходимо в противоположность самой себе воплощается в чуждом ее природе материале
– в звуке. На необходимом стыке этих совершенно разнородных и случайных по отношению
друг к другу стихий и рождается язык как средство общения и средство выражения
мыслей. Язык есть материализованная мысль, мысль, ставшая звуковой материей.
Звуковая материя есть звук, вовлеченный в процесс общения, т.е. производства
и обмена мыслей, есть материя, ставшая формой. [234]
Следуя формально-логической позитивистской методологической диете,
структурализм пытается избавить свой предмет от диалектических противоречий и
впадает в мистику: язык он рассматривает как продукт материализации лингвистической
абстракции, конструктов, тогда как в действительности он есть не что иное, как
материализация общественного отношения, общественной деятельности. Она-то и есть
та субстанция, которая лежит в основании гомогенности (не исключающей противоречия),
составляющей сущность лингвистической реальности и раскрывающей секрет происхождения
и исторической эволюции лингвистических форм.
Суть дела заключается именно в противоречивом единстве идеального
и материального, в двойственности языкового феномена. Развитие языка совершается
через борьбу этих противоположностей. Неадекватная содержанию старая форма сбрасывается,
заменяется новой, более адекватной. Поэтому-то и имеет смысл говорить не просто
об изменении языковой системы, но о ее развитии.
Противоречивость сущности языка не учитывалась теми направлениями
в языкознании, которые были рассмотрены выше. Каждое из них непременно стремилось
взять за основу лишь одну сторону противоположности, отбросив другую, как не
связанную с первой. Слишком уж очевидной казалась разница между звуковой и психической
субстанцией языка. Разумеется, если рассматривать язык сам по себе, «в себе и
для себя», то это единство будет совершенно необъяснимо. Но в том-то и дело,
что такое рассмотрение принципиально несостоятельно.
Язык есть не просто некая определенная предметность, внутренним
образом систематизированная и упорядоченная, некая предметная структура, система.
Язык есть материальное, звуковое инобытие мыслящего и общающегося коллектива,
подобно тому как система стоимостных отношений есть вещественное инобытие общественного
отношения.
Дело здесь заключается не только в том, чтобы «дополнить» собственно
лингвистический анализ [235] анализом «металингвистическим», т.е. указать не
только внутреннюю структуру языка, но и ее отношение к внешним факторам, но и
в том, чтобы саму эту внутреннюю структуру рассмотреть как элемент в более широкой
системе. В структурализме категория системы применяется лишь для анализа внутренних
для языка фактов. Что же касается самого языка как целого, то здесь структурная
лингвистика забывает о принципе системного анализа. Между тем последовательность
требует рассмотреть системно не только элементы языка, но и сам язык как элемент
некоторой более широкой системы, которая» и сообщает ему определенность – сущность.
Язык, по определению Маркса и Энгельса, есть «непосредственная
действительность мысли». Это есть «соединение несоединимого». И если оставаться
на почве самого языка, то это соединение остается совершенно необъяснимым, ибо
оно не вытекает ни из природы мысли как таковой, ни из природы звукоряда. Это
соединение совершается не в языке и не посредством языка, но за его пределами.
Этому соединению и обязан своим существованием язык как феномен. Ни один из моментов
языка, как такового, не может объяснить его другие моменты, как не может объяснить
природу товара ни потребительная стоимость вещи, ни ее меновая стоимость.
Язык – парадоксальное явление. И именно этим объясняется поразительная
пестрота лингвистических концепций.
Язык не есть нечто исключительно природное, физическое. Но одновременно
он не представляет собой и чего-то исключительно психического. Он возникает на
«ничьей земле» и представляет собой единство того и другого.
Звук есть внешнее, материальное средство выражения и сообщения
мысли, нечто внешнее мысли. Поэтому законы языка не выведешь из логики или психологии,
как не выведешь законы логики и психологии из фонетики или грамматики. В этом
смысле прав Ф. де Соссюр, говоря, что звуковая субстанция сама [236] по себе
мало что объясняет в языке. Именно потому, что звуковая материя внешня для мысли,
мысль одинаково уживается в любой звуковой материи. Поэтому язык нельзя объяснить,
ни отправляясь от звуковой субстанции, ни от семантической.
Однако это не значит, что звуковая материя безразлична для языка
вообще. Сущность языка в том и состоит, что мысль необходимо выражается в звуковой
материи, хотя безразлично, в какой именно. Поэтому звуковая материя – необходимая
категория языкознания.
Потребность выражения и сообщения мысли втягивает звуковую материю
в стихию мышления и общения коллектива. Столкновение этих двух стихий и рождает
язык. Звук наделяется определенным значением, «обобществляется». Некоторые варианты
индивидуального речения затормаживаются, другие, напротив, актуализируются. Мысль
выражается и существует в инобытии, через особую организацию звуковой материи.
Эта организация звуковой материи есть совершенно особый сплав, который и подлежит
исследованию специальной науки – языкознания.
Вовлечение звука в производство мыслей и общение исторически обусловлено,
поэтому лингвистика в самом существе своем есть историческая наука. Звуковая
материя, будучи вовлечена в процессы познания и общения, обретает определенную
форму. Эту форму, выражающую однозначную определенность звуковой материи, и изучает
языкознание. Поэтому лингвистика – не прикладная акустика, физиология или анатомия.
Но форма не выводима и из семантической субстанции, поэтому лингвистика
– не прикладная логика или психология. Форма эта возникает тогда, когда природа
одной «вещи» выражается через природу другой «вещи», через ее свойства. Проблема,
как мы видим, совершенно та же, что и старая проблема материи и формы у Аристотеля.
Не «точка зрения» ученого на язык определяет его сущность, но практика мышления
и общения человеческого коллектива, формирующая данную звуковую материю в соответствии [237]
с данными потребностями мышления, познания и сообщения информации.
Язык и есть материя, которой задана определенная форма движения.
Язык есть эмпирическая материя, определенным образом интерпретированная. Только
эту интерпретацию совершает не лингвистика как наука, а общество в его историческом
развитии, стимулируя воспроизводство одних звуковых вариантов и погашая другие.
Система отношений внутри языка есть превращенная форма системы отношений между
познающим коллективом и данной ему обстоятельствами звуковой материей. А эта
система субстанциальна, противоречива и исторична по своему существу..
Именно реальным движением этой системы и полагается практически
истинная абстракция предмета языкознания, а не только «методологическая». Последняя
– лишь способ теоретического воспроизведения первой. [238]
1 Шаумян С.К.
Проблемы теоретической фонологии. Москва, 1962, с. 3.