Часть третья.
Диалектика как единство
методологии, логики и гносеологии
Глава I. Метод науки
1. Краткие выводы и постановка вопроса
В.И. Ленин отмечал, что величие учения Маркса состоит в том,
что оно дало ответ на вопросы, которые передовая человеческая мысль уже поставила.
Среди них не последнее место занимают проблемы методологии, логики и теории познания.
Выше было сказано, что возникновение философии обусловлено ростом
общественной потребности в научно-теоретическом познании вообще, в объяснении
вещей из них самих, через их отношение к собственному основанию, всеобщему единству,
материи. Поиски этого общего единства явили собой содержание истории античной
философской материалистической мысли досократовского периода, когда определенность
вещи мыслилась как продукт ограничения ее материального субстрата. Этот субстрат
представляет собой поле, в котором полагаются определения вещей, логическое пространство,
в котором движется мысль, постигающая единичные вещи.
Постижение вещей как конечных воплощений и выражений этой единой
субстанции было понято как задача научно-теоретического познания. Этот принцип
остается основным на всем протяжении истории науки. Свое значение он сохраняет
и в диалектической логике. Так, например, и в «Капитале» Маркса товарные стоимости
понимаются как выражения внутренне присущей им единой субстанции – общественного
труда. [272]
Однако в ионийской натурфилософии категория субстанции была сведена
к категории субстрата, и сущность вещей стали видеть в том, что «пребывает» во
всех их метаморфозах и изменениях. Ограниченность этой точки зрения вскоре обнаружилась
со всей очевидностью. Ведь сущность «Илиады» вряд ли можно усмотреть в том, что
она «состоит» из 24 букв. И человек – не просто мера «земли, воды, воздуха и
огня».
Наиболее ярко тенденции античной натурфилософии выразил Демокрит.
Понять вещь из нее самой, из ее внутреннего строения, из ее атомного состава
– вот задача его философии. Сущность вещей – едина, устойчива. Это – их атомный
состав. Всякая определенность должна быть редуцирована, сведена к определенности
ее атомного состава. Вследствие этого монопольным правом на истину обладает лишь
одна единственная наука, и эта наука – атомистическая философия.
Заслуги атомистической философии в истории научной мысли велики.
Но велики и ее недостатки, ее противоречия. Атомистический анализ оставляет в
стороне форму вещи, ее целостность. Это было подмечено последующей философией.
«...Должно существовать что-то помимо составного целого, – а именно образ и форма»,
– писал Аристотель 1.
Но форма вещи, ее облик, «вид» не поддаются анализу у Демокрита,
ибо они эпифеноменальны, производны от атомного состава. Но ведь и взаимодействие
атомов, составляющих существенное содержание вещи, определяется именно формой,
более того – их геометрической фигурой. Что же касается содержания самих атомов,
их субстрата, то о нем Демокрит ничего не может сказать, кроме того что оно есть
бытие («полное», в отличие от «пустого»). Итак, в вещи существенно содержание,
пребывающий атомный состав, а в содержании, самом атоме, существенна лишь «чистая»
форма, фигура. Это – явное противоречие.
Но форма есть отношение. Уже простейший зрительно-оптический облик
вещи вырисовывается как [273] нечто определенное и целостное лишь на некотором
фоне, следовательно, предполагает отношение вещи и этого фона. Именно так обстоит
дело и с атомом: его форма есть граница между бытием и небытием, полным и пустым.
Граница же сама не может «состоять» из атомов, ибо она есть отношение, и это
отношение – сущность.
Иными словами, мыслить вещь определенной – значит мыслить ее составленной
из атомов, представляющих устойчивый субстрат вещи. Но определенность самого
атома заключается в его форме. Мыслить атом определенным, рассматривая его самого
по себе, вне отношения, невозможно: ведь его определенность как раз и составляет
отношение между бытием и небытием, «полным» и «пустым». Следовательно, определенность
вещи, ее своеобразная сущность не может быть постигнута вне отношения к чему-то
другому.
Это отношение, как внутренний момент сущности, составляет тему
философии Платона и Аристотеля. Поскольку отношения вещей различны, многообразными
оказываются и их сущности. При одном и том же субстрате вещи могут представлять
собой различные сущности. Материи, равнодушной к определенности вещи, Платон
противопоставляет форму вещи, ее устойчивый «вид». Материальные вещи постоянно
разрушаются, исчезают, но вместе с тем они и воспроизводятся вновь и вновь в
устойчивых формах. Эти устойчивые формы вещей, сущности, и есть идеи.
Идея есть отношение вещи к некоторому целому, есть функция вещи
в составе этого целого, ее «назначение». Вещи преходящи, функции неизменны. В
одном этом не было бы ничего мистического, все дело в том, что это целое, к которому
относятся вещи и которое полагает их форму, есть невещественное целое, внешняя
по отношению к вещи реальность, идеальное целое. Оно гетерогенно с вещью. Поэтому,
по Платону, вещь и ее форма – категории несовместимые. Философия Платона восстанавливает
весь мистицизм первобытной мифологии и противоречит традициям монистической философской
мысли. Однако историческое значение этой философии в том, что она [274] поставила
перед наукой проблему формы вещи как предмета научно-теоретического познания.
Изложение тенденций монистической философии и ее противоречий,
критика редукционизма и идеализма составили содержание первой части данной работы.
Во второй ее части была дана критика методологического и гносеологического
релятивизма. Этот релятивизм прямо вытекает из противоречий редукционизма, пытавшегося
представить все многообразие вещей как проявление единственной сущности, пребывающего
во всех вещах субстрата. Релятивизм исходит из мысли, что одна и та же вещь может
быть рассмотрена с различных точек зрения, а потому представлять собой различные
сущности. Вещь поэтому рассматривается лишь как факт, который подлежит той или
иной интерпретации в науке. Эмпирическая вещь сама по себе, как объект опыта,
есть лишь некоторый бесформенный субстрат знания, «эмпирическая база», аморфная
материя опыта, которая может быть уложена в различные теоретические формы. Считается,
что момент определенности и формы принадлежит теории. Поэтому ни о какой логике
самого предмета здесь не может быть и речи. Ибо существенная форма вещи есть
не что иное, как бытие вещи в составе теории; форма вещи полагается отношением
теории к ней, «точкой зрения». Поэтому логика научного познания есть логика оформления
материала опыта в теории, логика субъективного усвоения предмета, «теоретическая
логика».
Монистическая философия, претендовавшая в античности на постижение
объективного логоса вещей, здесь превращается в монистическую методологию, с
которой не может быть сопоставлен в реальности какой-либо эквивалент. Реализуя
единую точку зрения на вещи, знание превращает вещь в нечто абстрактное, ущербное,
отбрасывая ряд ее моментов, неинтересных для данной науки, несущественных для
ее целей.
Логика науки, последовательно реализующая эти цели, поэтому не
может выражать природу вещи, но лишь природу самой науки. «... Закон природы,
– [275] писал Э. Мах, – не содержит в себе ничего, кроме сжатого и полного отчета
о фактах. Он, наоборот, содержит даже меньше того, что дано в самом факте, так
как он отражает не полный факт, но лишь ту сторону его, которая важна для нас,
причем по необходимости или преднамеренно пренебрегает полнотой» 2.
Сущность гносеологического релятивизма заключается в том же: специфика
предмета эмпирического и теоретического знания выводится из своеобразия формы
его познания, из отношения объекта к субъекту, из способа данности объекта субъекту.
В критике методологического и гносеологического релятивизма мы
пытались представить отношение мысли к предмету как выражение отношения предмета
к самому себе – как имманентное отношение в самой предметной области. Решение
проблемы предполагает, следовательно, выяснение отношения формы постижения вещи
в науке к самой вещи, логики предмета и методологии науки, теории познания и
диалектики предмета.
Совпадение всех этих категорий составляет тему настоящего раздела.
Для такого исследования трудно подобрать объект более адекватный,
чем «Капитал» К. Маркса. [276]
1 Аристотель. Метафизика, с. 51.
2 Мах Э. Популярно-научные очерки. Санкт-Петербург, 1909, с. 157.