Хэролд Ф. Хэллетт
Бенедикт де Спиноза.
Элементы его философии
Лондон: Этлон пресс, 1957, с. xiii-xiv
Биографическая справка
Бенедикт де Спиноза (Барух Деспиноза) родился в Амстердаме 24 ноября
1632 года, в семье беженца с Пиренейского полуострова, по всей вероятности из
Португалии (хотя “Спиноза” – имя также и испанское). Воспитанный как ортодоксальный
еврей-сефард, он выучился грамоте и богословию Талмуда. Его народ возлагал на
него надежды, однако его взгляды становились всё более и более критическими,
а участие в религиозных обрядах всё менее регулярным. Наконец он был формально
изгнан Амстердамской синагогой в 1656. Примерно в это же время он покидает Амстердам
и живет поначалу в Уверкерке, деревне расположенной неподалёку, а после 1660
в Рийнсбурге, что в окрестностях Лейдена, общаясь с меннонитами и членами антиклерикальной
христианской общины коллегиантов, штаб-квартира которой находилась в Лейдене.
Теперь он отдается интеллектуальным и научным занятиям, зарабатывая на жизнь
изготовлением оптических линз для телескопов и микроскопов. Наши знания о его
жизни и характере в основном опираются на две ранние биографии, одна из которых
написана его почти что современником И.М. Лукасом (см. работу А. Вульфа,
Старейшая биография Спинозы), а другая – И. Кёлером (Колерусом),
она издана в 1706 (см. Ф. Поллок, Спиноза, его жизнь и философия,
Приложение).
Спиноза изучил, а возможно затем и преподавал, латынь в школе вольнодумца
Ф.А. ван ден Энде, и находился, очевидно, под большим впечатлением от “новой
философии” Декарта, стимулировавшей его собственную оригинальность. Его характер,
насколько нам известно, – это характер человека посвятившего себя поискам истины
и равнодушного к преследованиям, чей авторитет всё возрастал как среди его друзей,
так и вообще в “республике учёных”. По его сочинениям мы можем с уверенностью
судить, что уравновешенность, добродетельность его нрава и тонкость ума оттенялись
аскетизмом, упорством и педантичностью; но, будучи писателем и ведя образ жизни
затворника, он, тем не менее, питал живой интерес к общественным делам.
Первые годы после своего изгнания он, насколько известно, был видным
членом одного философского дискуссионного сообщества; предполагается, что рукопись,
найденная и изданная впоследствии под заглавием Краткий трактат о Боге, человеке
и его счастье, была связана с этой его деятельностью. Его первым опубликованным
трудом, и единственным открыто подписанным его именем, стало, однако, Геометрическое
изложение Декартовых Начал философии (с приложением, озаглавленным Метафизические
Мысли, в котором исподволь проводится спинозистское толкование основной части
труда), возникшее из неких уроков, которые он давал одному приятелю, жившему
по соседству. Книга была опубликована в 1663 году и, вероятно, послужила основанием
для приглашения занять кафедру философии в Гейдельберге – и это несмотря на гул
возмущения, вызванный его [xiii] второй опубликованной книгой, Богословско-политическим
трактатом, который появился поначалу анонимно в 1670, но почти всеми приписывался
Спинозе. Он, меж тем, предпочитал вести жизнь частного и независимого ученого.
В 1663 он переезжает в Воорбург, близ Гааги, где завершает оставшуюся работу
[над Трактатом]; а через год после публикации книги, в 1671, окончательно
перебрался в Гаагу, сняв комнату в доме возле одного из каналов (Pavilion Canal),
который теперь носит его имя. Здесь была закончена и подготовлена к публикации
Этика.
Известие о книге распространилось и пошли кривотолки, тогда он
решил воздержаться от ее опубликования, опасаясь повторения шумихи, поднятой
Богословско-политическим трактатом, – договорившись со своим издателем
в Амстердаме, что в случае его смерти, если раньше не представится более благоприятный
случай, эта работа вместе с остальными его сочинениями увидит свет. Несмотря
на то, что здоровье его пошатнулось из-за всё более обострявшихся приступов чахотки,
умер он довольно неожиданно, в присутствии своего доктора, 21 февраля 1677. Книга
его посмертных трудов была, в соответствии с договоренностью, издана в том же
году. [xiv]