начало ~ галерея ~ тексты ~ метод ~ ссылки ~ проект



Хэролд Ф. Хэллетт

Бенедикт де Спиноза.
Элементы его философии

Лондон: Этлон пресс, 1957, с. xiii-xiv


Биографическая справка

Бенедикт де Спиноза (Барух Деспиноза) родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года, в семье беженца с Пиренейского полуострова, по всей вероятности из Португалии (хотя “Спиноза” – имя также и испанское). Воспитанный как ортодоксальный еврей-сефард, он выучился грамоте и богословию Талмуда. Его народ возлагал на него надежды, однако его взгляды становились всё более и более критическими, а участие в религиозных обрядах всё менее регулярным. Наконец он был формально изгнан Амстердамской синагогой в 1656. Примерно в это же время он покидает Амстердам и живет поначалу в Уверкерке, деревне расположенной неподалёку, а после 1660 в Рийнсбурге, что в окрестностях Лейдена, общаясь с меннонитами и членами антиклерикальной христианской общины коллегиантов, штаб-квартира которой находилась в Лейдене. Теперь он отдается интеллектуальным и научным занятиям, зарабатывая на жизнь изготовлением оптических линз для телескопов и микроскопов. Наши знания о его жизни и характере в основном опираются на две ранние биографии, одна из которых написана его почти что современником И.М. Лукасом (см. работу А. Вульфа, Старейшая биография Спинозы), а другая – И. Кёлером (Колерусом), она издана в 1706 (см. Ф. Поллок, Спиноза, его жизнь и философия, Приложение).

Спиноза изучил, а возможно затем и преподавал, латынь в школе вольнодумца Ф.А. ван ден Энде, и находился, очевидно, под большим впечатлением от “новой философии” Декарта, стимулировавшей его собственную оригинальность. Его характер, насколько нам известно, – это характер человека посвятившего себя поискам истины и равнодушного к преследованиям, чей авторитет всё возрастал как среди его друзей, так и вообще в “республике учёных”. По его сочинениям мы можем с уверенностью судить, что уравновешенность, добродетельность его нрава и тонкость ума оттенялись аскетизмом, упорством и педантичностью; но, будучи писателем и ведя образ жизни затворника, он, тем не менее, питал живой интерес к общественным делам.

Первые годы после своего изгнания он, насколько известно, был видным членом одного философского дискуссионного сообщества; предполагается, что рукопись, найденная и изданная впоследствии под заглавием Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье, была связана с этой его деятельностью. Его первым опубликованным трудом, и единственным открыто подписанным его именем, стало, однако, Геометрическое изложение Декартовых Начал философии (с приложением, озаглавленным Метафизические Мысли, в котором исподволь проводится спинозистское толкование основной части труда), возникшее из неких уроков, которые он давал одному приятелю, жившему по соседству. Книга была опубликована в 1663 году и, вероятно, послужила основанием для приглашения занять кафедру философии в Гейдельберге – и это несмотря на гул возмущения, вызванный его [xiii] второй опубликованной книгой, Богословско-политическим трактатом, который появился поначалу анонимно в 1670, но почти всеми приписывался Спинозе. Он, меж тем, предпочитал вести жизнь частного и независимого ученого. В 1663 он переезжает в Воорбург, близ Гааги, где завершает оставшуюся работу [над Трактатом]; а через год после публикации книги, в 1671, окончательно перебрался в Гаагу, сняв комнату в доме возле одного из каналов (Pavilion Canal), который теперь носит его имя. Здесь была закончена и подготовлена к публикации Этика.

Известие о книге распространилось и пошли кривотолки, тогда он решил воздержаться от ее опубликования, опасаясь повторения шумихи, поднятой Богословско-политическим трактатом, – договорившись со своим издателем в Амстердаме, что в случае его смерти, если раньше не представится более благоприятный случай, эта работа вместе с остальными его сочинениями увидит свет. Несмотря на то, что здоровье его пошатнулось из-за всё более обострявшихся приступов чахотки, умер он довольно неожиданно, в присутствии своего доктора, 21 февраля 1677. Книга его посмертных трудов была, в соответствии с договоренностью, издана в том же году. [xiv]