Заключение
Мы рассмотрели основные категории и выяснили структуру универсального
логического метода, основы которого были заложены Декартом и Спинозой. Как мог без труда
заметить читатель, автор книги в общем и целом разделяет взгляды Спинозы на предмет логики
и на самое существо логического метода. В его учении об «усовершенствовании интеллекта»
я вижу не только исторический феномен, не просто одну из ступеней, которую человеческий
дух миновал в своем поступательном восхождении к истине три столетия назад, но –
в высшей мере эффективный, универсальный метод теоретического мышления.
Вместе с тем, справедливости ради, следует упомянуть о недостатках спинозовского
метода, к которым я бы отнес прежде всего отсутствие ясно формулируемых принципов
и схем выведения категорий, этой метрики логического “пространства”. TIE
в том виде, в котором его оставил Спиноза, производит впечатление довольно аморфной,
сырой в формальном отношении теоретической конструкции; реальный же логический
остов «Этики» просматривается с большим трудом и опыты его исследования в историко-философской
литературе нередко напоминают расшифровку сложной криптограммы 1.
Результаты получаются на редкость разноречивые.
Кроме того почти не просматривается связь логических идей Спинозы с серьезной
научно-исследовательской практикой его эпохи (примеры различных действий мышления
он черпает, чаще всего, из элементарной математики и обычного опыта). В известной
мере это помогло ему избежать предрассудков механического склада ума, однако
и лишило его учение о методе жизненных соков, которые питали методологию Декарта
и Лейбница. Не в последнюю очередь по причине своей чрезмерной умозрительности
логический метод Спинозы так долго оставался невостребованным научным сообществом.
Задача заключается в том, чтобы исправить эти недостатки,
сохранив суть спинозовской методологии «усовершенствования интеллекта», и активнее
использовать ее для решения конкретных теоретических проблем. В ХХ веке укоренилось
предубеждение, что классическая форма рациональности исчерпала свои возможности
и что дальнейшее развитие теоретической мысли, в том числе логико-философской,
предполагает разрушение или по меньшее мере значительное ограничение классического
принципа каузальности (свое крайнее выражение эта тенденция нашла в школах философского
“постмодерна”). Ныне это предубеждение не выглядит больше столь прочным и массовым,
как прежде. Насколько можно судить, теоретическая программа, питавшая его своей
“положительной эвристикой” (positive heuristic), в настоящее время вступила в
фазу “регрессивного сдвига проблем” (degenerating problemshift), как выразился
бы Lakatos. И автору настоящей книги хотелось бы внести свою посильную лепту
в реабилитацию классической формы рационального мышления, неразрывно связанной
с именами Декарта и Спинозы.
1 На ум приходит
сравнение с изощренной экзегетикой Библии или, в лучшем случае, с недавними штудиями
по логике «Капитала» Маркса.