Фридрих Ницше
Веселая наука
Die Fröhlische Wissenschaft («La gaya scienza»)
(1882)
Ницше Ф. Сочинения, т. 1
Москва, 1990
Что значит познавать?
Non ridere, non lugere, neque detestari, sed intelligere! 1 – говорит Спиноза с подобающей ему простотой и возвышенностью.
А между тем, что же, [651] в сущности, есть это intelligere,
как не форма, в которой нами одновременно воспринимаются
перечисленные три действия? Результат различных и противоречащих
себе побуждений к смеху, плачу, проклятию? Прежде чем
познание станет возможным, каждое из этих побуждений
должно утвердиться в своем одностороннем взгляде на
вещь или происшествие; вслед за тем возникает борьба
этих односторонностей, а из нее временами – равновесие,
успокоение, оправдание всех трех сторон, некоего рода
справедливость и как бы договор, ибо благодаря справедливости
и договору эти три побуждения могут утверждаться в
существовании и поддерживать друг друга в своей правоте.
Мы, осознающие лишь последние сцены примирения и итоговые
результаты этого длительного процесса, полагаем соответственно,
что intelligere есть нечто примирительное, справедливое,
доброе, нечто существенно противоположное побуждениям,
тогда как оно есть лишь определенное отношение побуждений друг к другу. С незапамятных времен рассматривали сознательное
мышление как мышление вообще; только сейчас брезжит
нам истина, что наибольшая часть наших духовных процессов
протекает в нас бессознательно, бесчувственно; я думаю,
однако, что эти побуждения, которые борются здесь друг
с другом, вполне способны теребить
друг друга
и причинять
друг другу
боль: то сильное внезапное истощение, которому подвергаются
все мыслители, возможно, коренится именно здесь (это
– истощение на поле битвы). Возможно даже, что в нашей
воюющей душе свершается некое скрытое геройство, но наверняка в ней нет ничего Божественного, вечно-в-себе-покоящегося,
как полагал Спиноза.
Сознательное
мышление, в особенности мышление философа, есть бессильнейший
и оттого соответственно умереннейший и спокойнейший
род мышления, и, стало быть, именно философ легче всего
может быть введен в заблуждение относительно природы
познания. [652]
Эти старые философы были бессердечны: философствование
всегда было некоего рода вампиризмом. Разве вы не ощущаете
в таких образах, как еще Спиноза, чего-то глубоко загадочного
и зловещего? Разве не видите спектакля, который [698] здесь
разыгрывается, постоянного обескровления, всё более идеально толкуемой отвлеченности? Разве
не предчувствуете за кулисами какой-то длинной спрятавшейся
пиявки-кровопийцы, которая начинает с чувств и кончает
объедками костей и лязгом? – я имею в виду категории,
формулы, слова (ибо – да простят мне – то, что осталось
от Спинозы, amor intellectualis dei 2,
и есть лязг, не больше! какая там amor, какой deus, когда в них нет и капли крови?..). [699]
По ту сторону добра и зла
Jenseits von Gut und Böse (1886)
Ницше Ф. Сочинения, т. 2
Москва, 1990
Или еще этот фокус-покус с математической формой, в
которую Спиноза заковал, словно в броню, и замаскировал
свою философию, – в конце концов «любовь к
своей
мудрости», если толковать это слово правильно и точно,
– чтобы заранее поколебать мужество нападающего, который
осмелился бы бросить взгляд на эту непобедимую деву
и Палладу-Афину: как много собственной боязливости
и уязвимости выдает этот маскарад больного отшельника! [244]
К генеалогии морали
Zur Genealogie der Moral (1887)
Ницше Ф. Сочинения, т. 2
Москва, 1990
Это дошло как-то, каким-то мудреным образом до сознания
Спинозы (к досаде его толкователей, прямо-таки старающихся
исказить его в этом месте, например Куно Фишера), когда
однажды в послеобеденное время – кто знает, о какое
он терся воспоминание, – ему пришлось размышлять над
вопросом, что собственно осталось в нем самом от знаменитого
morsus conscientiae 3 – в нем, выдворившем добро и зло в область человеческого
воображения и злобно защищавшем честь своего «свободного»
Бога от тех кощунников, чьи утверждения доходили до
того, будто Бог творит все sub ratione boni 4 («это, однако, значило бы подчинить Бога судьбе и
было бы поистине величайшей из всех бессмыслиц» –).
Мир для Спинозы снова вернулся к невинности, в которой
он пребывал до изобретения нечистой совести, – что
же тем самым вышло из morsus conscientiae? «Противоположность
gaudium 5, – сказал он себе наконец, – печаль, сопровождаемая
представлением о некой прошедшей вещи, которая не оправдала
надежд». Eth. III propos. XVII schol. I, II. Не иначе,
чем Спиноза, чувствовали на протяжении тысячелетий
относительно своего «прошедшего проступка» настигнутые
карой зачинщики зла: «тут что-то неожиданно пошло вкривь
и вкось», не: «я не должен был делать этого», – они
покорялись наказанию, как покоряются болезни, несчастью
или смерти, с тем храбрым безропотным фатализмом, каковым,
например, еще и сегодня русские превосходят нас, западных
людей, в жизненном поведении. [460]
1 «Не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать»
[Политический трактат, I, § 4].
2 Интеллектуальная любовь к Богу (лат.).
3 Угрызения совести (лат.).
4 Под углом зрения блага (лат.).
5 Радость (лат.).