А.В. ПОТЕМКИН
Ростов-на-Дону
О «ТАЙНЕ ЧЕРНОГО ЯЩИКА»
Памфлет «Тайна черного ящика» в разных его вариантах включался в несколько
изданий трудов Э.В. Ильенкова. Но этот памфлет с интригующе завлекательным
названием впервые увидел свет не где-нибудь, а на страницах многотиражки Ростовского
государственного университета в марте 1964 года, т.е. 40 лет назад
и как раз к 40-летию Ильенкова. Есть нечто мистическое в том, что спустя 40 лет
после публикации и накануне 80-летия Эвальда нас интересуют обстоятельства, при
которых памфлет напечатали.
Факт публикации «Тайны черного ящика» – один из узелков в переплетении мыслей,
деяний и судеб не только Ильенкова, но и многих других людей того времени, в
первую очередь, его подельников по сотворению в середине 50‑х «Гносеологических
тезисов»: Арефьевой, Коровикова, Панюшева. За свою неуемную жажду истины они
подверглись анафеме: были вынесены партийные взыскания и произведены увольнения.
Но жизнь есть борьба, и она продолжалась.
В 1960 году была опубликована работа Ильенкова «Диалектика абстрактного
и конкретного в «Капитале» Маркса» как антитеза «логике науки» А. Зиновьева,
друга-соперника. Это событие вызвало переполох в академическо-диатрибической
среде: начальники от философии засуетились, а нижестоящие, особенно логики, затопали
ногами. Ведь Ильенков подрубал два столба, на которых в их головах держалась
иерархизированная модель науки: вверху философия (абстрактное знание)
и внизу частные науки (конкретное знание). В это время за их
спиной, в самый горячий момент холодной войны, военно-промышленный комплекс и
автоматизация производства востребовали кибернетику и связанную с ней математическую
логику. В незанятую нишу
|
224 |
интеллектуальной деятельности устремились будущие «завлабы»
и «протестанты» от науки. Догматикам-аппаратчикам повезло: они могли отмывать
нечистую совесть, подпевая хору, исполнявшему модный шлягер «Машина умней человека».
Многие гуманистически ориентированные деятели культуры недоумевали и роптали.
Тогдашний главный редактор журнала «Новый мир» А. Твардовский попросил Ильенкова
разобраться в ситуации и дать ответ на взволновавший всех вопрос: «Мыслит ли
машина?». Ильенков не замедлил откликнуться. Но работники редакции, держа нос
по ветру, медлили с публикацией. В дружеской беседе «на кухне» в феврале 1964 года
Эвальд сокрушался по поводу боязливости редакции. И тогда я предложил ему попробовать
«провинциальный вариант» выхода из сложившейся тупиковой ситуации в соответствии
с поговоркой: «Умный в гору не пойдет – умный гору обойдет». С текстом памфлета
были ознакомлены ректор РГУ Ю.А. Жданов и главный редактор многотиражки
«За советскую науку», декан филологического факультета Я.Р. Симкин. Они
приняли решение: «Быть по сему», и 21 марта 1964 года памфлет «Тайна
черного ящика» появился на свет. Вскоре его перепечатала многотиражка Ростовского
медицинского института по инициативе Игоря Молчанова, который в отличие от многих
считал смех философской категорией. Развернулась дискуссия, на газетных полосах
столкнулись лбами «смех и серьезность». Из Москвы донесся слух: в Ленинке выстроилась
очередь из желающих почитать многотиражку Ростовского университета.
Спросим себя: «Удалось ли Ильенкову разгадать тайну «черного ящика»?», или,
другими словами, раскрыть содержание этого ключевого термина теории информации.
Ильенков выбрал трудный путь к истине. Для начала нужно было преодолеть профанные
представления о человеке и его способности мыслить. На Земле живут, говорят на
разных языках и рассуждают в соответствии с законами формальной логики миллиарды
людей. Но, как это ни парадоксально, мыслят из них лишь единицы. Ибо разумное
мышление – «величайшая скромность духа» (К. Маркс), способного выразить
итоги многотрудного поиска истины одним словом: «Эврика!». В современной науке
|
225 |
мышление начинается с констатации: «Это идея недостаточно
сумасшедшая, чтобы быть истиной». Отправным пунктом для Ильенкова был тезис из
докторской диссертации Гегеля: «Во всяком знании столько истины, сколько в нем
противоречия». Исследуя действительную природу человеческого мышления, Ильенков,
подталкиваемый в спину директором института философии АН СССР П. Копниным,
выходит в 1968 году на защиту докторской диссертации. Кафедра философии
экономико-философского факультета РГУ откликнулась на автореферат диссертации
развернутым отзывом.
В отзыве отмечалась оригинальность и неповторимость стиля диссертанта: «На
фоне серых, безликих, неряшливых в литературном отношении философских опусов
работа Ильенкова отличается художническим отношением к слову. В условиях повального,
почти паталогического увлечения философов и околофилософской публики новейшими
терминами, почерпнутыми из самомоднейших научных дисциплин, автор, будучи отнюдь
не хуже других знаком с достижениями современной науки, с удивительной твердостью
противостоит терминологической диффузии, приводящей очень часто к непоправимому
обесцениванию понятий. Заостренно провоцирующая постановка считавшихся некогда
запретными проблем, саркастические замечания в адрес инфантильно-рассудочных
концепций активизируют мысль читателя и могут вызвать неудовольствие разве лишь
у людей, решивших раз и навсегда устранить из философии смех как вредную иррациональную
категорию. Заслуживает быть отмеченным тот факт, что автореферат Э.В. Ильенкова
– это, пожалуй, первый из подобных диссертационных документов, в котором нет
ни одной цитаты, а вся полезная площадь использована рациональнейшим образом
для изложения основного содержания диссертации... Нам кажется плодотворной попытка
автора ввести в состав предмета диалектической логики не только традиционно рассматриваемые
«внешние формы» мышления, в которых классифицируется и систематизируется знание,
добытое в процессе научного творчества, но и само это творчество как неотъемлемый
признак действительного мышления».
|
226 |
Спустя 40 лет я подтверждаю следующую оценку его труда, сделанную в этом
отзыве: «Ильенков ясно видит ту опасность, которая грозит логике из-за непомерного
расширения ее предмета». Ильенков обнаружил ошибку Гегеля. Она
состояла в том, что Гегель приписывал логике статус онтологии. Он
считал логику системой понятий, способной объяснить любой конкретный предмет.
Ильенков показал, что эта ошибка ведет к догматизму и доктринерству в философии
и не только в философии.
В этом отзыве также отмечалась актуальность предпринятой Ильенковым критики
гегелевского понимания роли и места мышления в создании человеческой цивилизации:
«Нельзя не согласиться с автором, когда он утверждает, что гегелевская концепция,
согласно которой, вся история есть лишь следствие имманентно присущей человеческому
духу активности, представляет собою выражение кастовой иллюзии интеллектуалов.
Будто все богатство человеческой цивилизации родилось в голове интеллектуальной
элиты, а на долю лиц физического труда выпадало лишь репродуцирование, тиражирование
найденного образца... Критика этой иллюзии тем более актуальна, что она воспроизводит
себя в самосознании растущей армии ученых».
Оглядываясь окрест и возвращаясь к диссертации Ильенкова, убеждаешься в истине
греческой пословицы: «Не боги горшки обжигают». Действительно, не боги их обжигают,
да и горшки не все совершенные. Пройдя через огонь и воду Великой Отечественной
войны, Эвальд Васильевич положил немало сил и здоровья для достижения победы
– «одной на всех», а оставшуюся часть употребил на опровержение латинской мудрости:
«В здоровом теле – здоровый дух». Он не обладал хорошим здоровьем, но духом он
был крепок и неустрашим.
Эвальд органически отторгал всякого рода формалистику. Свидетельство тому
и памфлет «Тайна черного ящика». Исходной для Ильенкова была мысль Гегеля: «Нет
ничего ни на небе, ни на земле, лишенного противоречия. Бытие, лишенное противоречия,
есть мертвое бытие». Диалектическую логику Ильенков обосновывал и развивал, умело
и остроумно отбивая набеги приверженцев формально-системных, информационно-
|
227 |
семиотических, кибернетических и прочих скоротечных
мод. Что касается философского да и всего образования, то Ильенков не уставал
повторять: «Школа должна учить мыслить». Следует смелее и решительнее рвать нити,
цепи и канаты, которыми философская диатрибика во все времена опутывала умы,
поселяя в них суеверный страх перед философскими раритетами.
Открытость, скромность, простота и естественность поведения – органичные свойства
личности Э.В. Ильенкова. В его жизни было все: радость побед и горечь поражений,
увлеченность делом и разочарование результатом. Он не был богом, он был человеком.
Правы древние греки, считавшие: «Даже богам не дано отменить то, что было».
Обстоятельства публикации первого варианта памфлета «Тайна черного ящика»
подтверждают эту правоту.
|
228 |
|