Часть первая
Категории
абстрактного и конкретного
как категории диалектической логики
Глава 1. Метафизическое и диалектическое
понимание «конкретного»
1. Определение «конкретного» у Маркса и его особенности
Как известно, Маркс определяет «конкретное» как «единство многообразного».
С точки зрения старой, чисто формальной логики, это определение может показаться
парадоксальным: ведь сведение чувственно данного многообразия к «единству», в
нем обнаруживающемуся, представляется на первый взгляд (а старая логика из этого
«первого» взгляда и исходит) задачей выработки не «конкретного», а как раз наоборот
– абстрактного знания о вещах. С точки зрения этой логики осознать «единство»
в чувственно воспринимаемом многообразии явлений – значит отвлечь от них то общее,
то абстрактно-одинаковое, которым они все без исключения обладают. Это – абстрактное
единство, зафиксированное в абстрактно-общем понятии, в «высшем роде», в «обобщении»
– с точки зрения старой логики и есть то единственное «единство», о котором имеет
смысл говорить в логике.
И действительно, если понимать задачу мышления как задачу сведения
чувственно данного многообразия к простому абстрактному выражению, как задачу
отыскания абстрактного «единства» в различных явлениях, то определение Маркса
обязательно покажется неоправданным, не принятым в Логике выражением.
Однако следует учесть, что Логика Маркса опирается на совершенно
иные представления о мышлении, о его цели и задачах, нежели те, на которые опиралась
старая традиционная логика. Это отражается не только в сути понимания логических
проблем, но и в терминологии, с помощью которой эта новая суть выражается.
Если Маркс определяет конкретное как единство многообразного, то
здесь предполагается диалектическое понимание категорий «единого» и «многого».
И это понимание вовсе не остается чем-то внешним и безразличным по отношению
к категориям специально логическим, но заставляет и эти последние рассматривать
под новым углом зрения.
Определение «конкретного», данное Марксом, означает, если несколько
развернуть его афористически краткую формулу, буквально следующее:
Конкретное, конкретность – это прежде всего синоним объективной
взаимосвязи всех необходимых сторон реального предмета, данного человеку в созерцании
и представлении, их внутренне необходимой взаимообусловленности. Под «единством»
тем самым понимается сложная совокупность различных форм существования предмета,
неповторимое сочетание которых характерно только для данного, и не для какого-нибудь
иного предмета.
Такое понимание «единства» – как нетрудно понять – не только не
тождественно тому пониманию, из которого исходила старая логика, но и прямо ему
противоположно.
Часто в качестве синонима «конкретности» Маркс употребляет и другой
термин, не удержавшийся впоследствии в терминологии материалистической диалектики
– «тотальность». Этот последний им используется в тех случаях, когда приходится
охарактеризовать предмет как связное, качественно определенное целое, как «органическую
систему» взаимодействующих явлений, – в противоположность метафизическому представлению
о нем как о механическом агрегате неизменных составных частей, связанных между
собой лишь внешним, более или менее случайным образом.
Самое важное в этом определении заключается в том, что «конкретность»
оказывается прежде всего чисто объективной характеристикой объективной реальности,
предмета познания, абсолютно не зависимого от тех эволюции, которые имеют место
в субъекте теоретического познания.
Предмет сам по себе, «в себе», конкретен независимо от того, познается
ли он мышлением, или воспринимается органами чувств. «Конкретность» предмета
не создается в процессе его восприятия в сознании ни «чувственной» ступенью познания,
ни «рационально-логической». Важность этого положения мы увидим ниже.
Естественно, что единственной логической формой, в которой человек
может осознать объективную конкретность, оказывается не абстрактное «единство»,
не абстракция, выражающая лишь «общее» в явлениях, а только «единство многоразличных
определений» – то есть система абстракций, сложная совокупность абстракций. Система
абстракций и оказывается единственной возможной формой существования истины в
сознании человека. Сознание должно быть столь же сложным, сколь сложен предмет.
Этим Маркс материалистически обосновывает то действительное положение,
что наука возможна только в форме системы категорий. Каждая из этих входящих
в ее состав категорий – каждое из «многообразных определений» – есть по своему
объективному содержанию также отражение предмета – но только одностороннее его
отражение.
Поэтому «абстракция», «абстрактное» – в противоположность «конкретному»
– это прежде всего категория, обозначающая одностороннее знание. При этом, естественно,
безразлично, в какой субъективно-психологической форме это знание осуществляется
– в речи или в форме живого образа воображения, в сухой научной формуле или в
виде «наглядного» представления, – с точки зрения логики сие совершенно безразлично,
ибо логика (в отличие от психологии) устанавливает свои различения с точки зрения
объективного содержания знания, а не с точки зрения той субъективно-психологической
формы, в которой это знание выражено. И хотя, как мы это покажем, субъективная
форма знания не остается чем-то внешним и безразличным к выражаемому в ней содержанию
знания, хотя конкретное по содержанию знание и образует соответствующую себе
форму, тем не менее нет ничего ошибочнее различать «абстрактное» и «конкретное»
знание с точки зрения субъективно-психологической формы его выражения.
Только анализ знания по его содержанию может показать – имеем ли
мы дело с «абстрактным» или с «конкретным» знанием. И здесь субъективно-психологический
угол зрения на вещи должен быть строго отставлен в сторону.
Это – важнейший пункт взглядов Маркса на природу всех категорий
Логики, в том числе и категорий абстрактного и конкретного. Малейшая путаница,
малейшая нечёткость в его понимании неизбежно повела бы к смазыванию принципиальных
различий между диалектической логикой марксизма-ленинизма и логикой старой, недиалектической.
Чтобы в этом убедиться, необходимо совершить экскурс в историю
философии, в историю категорий абстрактного и конкретного как категорий философии.
От нее мы опять вернемся к анализу взглядов Маркса, как к тому результату, к
которому с железной необходимостью приводит история философии.