От редактора
Представляемая на суд читателя книга написана в той традиции
современной марксистской философии, которая связана главным образом с именем замечательного
советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Это означает, что диалектика здесь
рассматривается не просто как абстрактная теория развития «всего», а как теория развития
в первую очередь человеческого мышления, в котором и отражается, а потому и представлено
развитие всего остального. Это означает также, что категории диалектики рассматриваются
здесь не как пустые абстрактные формы для любого содержания, а как формы вместе со
своим содержанием. А любое содержание дано нам только как содержание нашего познания,
нашего мышления. Поэтому именно такой подход к диалектике позволяет рассматривать
категории как содержательные формы.
Принципиальную новизну книги составляет
то, что в ней сделана попытка вывести категории формы и содержания. Иначе говоря,
данные категории берутся не в готовом виде, как в докантовской метафизике, а в их
становлении и развитии, начиная с самого простого и элементарного их проявления, которое
обозначается как «различие, которое собственно не есть различие» (Гегель). Таким образом,
автор анализ генезиса формы и содержания, как это и должно быть, начинает с того,
что ни тем, ни другим собственно не является. Но именно это и позволяет ему дать реальное
определение и того, и другого. При любом другом подходе обычно определения категорий
оказываются формальными и по существу тавтологичными.
Не только при
анализе категорий формы и содержания, но и при рассмотрении других категорий материалистической
диалектики вообще у нас почти не применялся метод самой материалистической диалектики
метод восхождения от абстрактного к конкретному. В представленной работе он применен
последовательно, с пониманием существа дела и плодотворно, что и составляет весьма
положительную особенность данной работы.
Если вопрос ставится о выведении
категорий, т.е. ставится задача проследить их становление, генезис, то с необходимостью
приходится решать также вопрос о том, в каком реальном процессе происходит такое становление
категорий. Понятно, что здесь нельзя брать чисто мыслительный процесс, потому что
это было бы повторением ошибки Гегеля и всего философского идеализма. Но здесь нельзя
исходить и из развития природы как таковой, потому что собственная определенность
природы
3 |