Введение
Задача революционного обновления общества, сконцентрированная в
перестройке всех социально-экономических и политических отношений, не может быть
успешно решена без теоретического обоснования тех преобразований, которые
осуществляются во всех сферах общественной жизни. И здесь, как и всегда в
переломные периоды нашей истории, теоретическая мысль обращается к
«живой душе марксизма» к материалистической диалектике, выступающей наиболее полным
и универсальным методом познания и преобразования реальной действительности. Именно
материалистическая диалектика помогает осознать сложный, многообразный и противоречивый
характер общественного развития, и не только осознать, но и сформировать новый способ
мышления, отвечающий потребностям творческого осмысления современных процессов и явлений.
Последнее положение прямо обязывает наших философов вести
всестороннюю разработку материалистической
диалектики как логики и теории познания современного материализма и на этой основе
осуществить теоретическое осмысление и практическое разрешение актуальных вопросов
общественного развития. На путях решения данных проблем особенно важным оказывается
содержательное исследование основных категорий материалистической диалектики, выяснение
их сущности в генезисе историко-философского и общественно-политического движения,
раскрытие их значения для теории и практики социалистического общества. В этом направлении
уже проделана большая работа, достигнуты серьезные успехи в исследовании отдельных
категорий материалистической диалектики, таких, как противоречие, абстрактное и конкретное,
историческое и логическое, и др. И все же еще не все проблемы изучены с той тщательностью
и последовательностью, которой они заслуживают, что и заставляет автора работы обратиться
к тем категориям, которые требуют более углубленного исследования. К числу таковых,
несомненно, относятся категории формы и содержания, так как они не проанализированы
в соответствии с теми требованиями, которые выдвигаются современным уровнем развития
общественных и естественных наук.
Необходимость
исследования категорий содержания и формы обусловлена прежде всего выполнением завещанной
В. И. Лениным задачи: создания Логики (с большой буквы), т.е. последовательно развернутой
диалектики, понимаемой как логика и теория познания современного материализма, выполнение
которой требует систематической разработки основных категорий диалектики, и в первую
очередь тех, которые недостаточно изучены в нашей литературе, и к их
5
|
числу, несомненно, относятся категории
содержания и формы. Ди-алектико-материалистический анализ формы и содержания необходим
и для адекватного усвоения логики «Капитала», поскольку сердцевиной его является впервые
проведенный Марксом анализ стоимости со стороны формы. И здесь, только опираясь на
диалектику формы и содержания, можно ответить на главный вопрос марксистской теории
стоимости: почему содержание стоимость приобретает при капитализме такую форму форму
меновой стоимости? Именно анализ стоимости со стороны формы составляет принципиальное
отличие марксистской теории стоимости от всех предыдущих, и так как он часто не вскрывается,
то и появляется возможность отождествления теории стоимости К. Маркса с теорией стоимости
его предшественников А. Смита и Д. Рикардо.
Диалектика
формы и содержания является ключом не только к пониманию марксистской теории стоимости,
но и к уяснению методологической роли таких фундаментальных понятий марксистской философии,
как «содержательная форма», «превращенная форма» и «формальная форма». Так, понятие
«содержательная форма» лежит в основе исследования различных формообразовательных
процессов как в сфере общественного бытия, так и в сфере общественного сознания, внутреннюю
целостность которых можно осмыслить, только опираясь на категорию «содержательная
форма», так как только с ее помощью можно строго определить понятия «общественно-экономическая
формация», «форма материального производства», «форма общественного сознания». Понятие
«превращенная форма» является базовым для раскрытия противоречия между «видимым движением
системы и ее действительным движением» (1, т. 26, ч. 2, 178)* и определения
таких социальных феноменов, как отчуждение, овеществление, фетишизм и др. Особое значение
для современной науки имеет понятие «формальная форма», что обусловлено возрастающей
формализацией, аксиоматизацией, интерпретацией научного познания и в связи с этим
необходимостью строгого определения границ формализации, выяснения взаимоотношения
формальных и содержательных методов в развитии научного мышления и проведения на этой
основе критики современных позитивистских концепций. Однако если обратиться к современной
литературе, то окажется, что категориям содержания и формы посвящены одна-две монографии
и чуть более десятка журнальных статей, где данные категории берутся уже в готовом
виде и в основном обсуждаются или количество признаков, присущих им, или возможные
аспекты их взаимоотношения между собой, или их прикладное значение для анализа различных
*
Здесь и далее указанные в скобках цифры обозначают номер литературного источника,
тома, части произведения, а также страницы (курсив). 6
|
проблем познания и практики. Такое чисто
прагматическое отношение к категориям формы и содержания приводит к тому, что теряется
их внутренняя взаимосвязь между собой, появляется их многозначность и «многоликость»,
и особенно наглядно это проявляется в разноплановости определений категории «форма».
Так, в литературе выделяется «форма проявления» и «форма выражения», «абстрактная
и конкретная форма», «внешняя и внутренняя форма», «форма содержательная и формальная»
и т.д. Такое разнообразие не связанных внутренне между собой понятий формы в конечном
итоге привело к тому, что форма потеряла свою конкретную философскую определенность.
Основной методологический недостаток всех работ, посвященных анализу категорий формы и содержания,
заключается в том, что авторы, занимающиеся проблемой взаимоотношения формы и содержания,
берут за исходный уровень их исследования не простейшее взаимоотношение этих категорий,
но то, которое присуще развитым ступеням познания. Здесь та же ошибка, которую Маркс
обнаружил в исследованиях буржуазных политэкономов, которые рассматривали «прибавочную
стоимость не в чистом виде, не как таковую, а в особых формах прибыли и ренты» (1,
т. 26, ч. I, 6). Эту же ошибку можно встретить также во всех
современных трудах, посвященных анализу и формы и содержания, так как и здесь берут,
например, форму в ее наиболее развитом виде и тогда исследуют превращенную, иррациональную
или субстанциальную форму, не рассматривая ее предварительно «как таковую», т.е. в
чистом виде.
Однако то, что в исследовании категорий содержания и формы не выделяется понятие «форма вообще»,
т.е. не реализуется один из важнейших принципов диалектической логики принцип рассмотрения
в чистом виде, является очень показательным, так как этот недостаток возникает всегда
там, где отсутствует историзм в рассмотрении категорий. И все дело в том, что именно
принцип историзма требует прежде всего выделения того неизменного, постоянного и устойчивого,
что присуще каждой категории в любом логическом учении, чем и устанавливается преемственность
в развитии категорий. И только выявив то общее, что имеет рассматриваемая категория
на всех ступенях своего исторического развития, автор данной монографии обращается
к анализу тех различий, которые органически присущи каждому отдельному ее этапу.
Отсутствие в современных работах, посвященных категориям содержания и формы, принципа историзма
и других важнейших принципов диалектики объясняется тем, что рассмотрение этих категорий
осуществляется без выделения того реального процесса, в котором происходит их становление.
Для философии марксизма (а также и для данной работы) таким процессом является процесс
«изменения природы человеком», т.е. труд, практика, производство, 7
|
выступающие основой возникновения и
развития человеческого мышления. Именно процесс практического изменения природы общественным
человеком выступает определяющим моментом для выведения категорий, поскольку именно
«практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание
человека к повторению различных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение
аксиом» (2, т. 29, 172). Это положение В.И. Ленина говорит и о
необходимости рассматривать категории мышления в становлении, в развитии, что обязывает
философов-марксистов вести разработку материалистической диалектики как логики с позиций
конкретного историзма, т.е. той высшей формы развития, которая выражается в диалектике
исторического и логического. Это же относится и к категориям формы и содержания, которые
также должны быть поняты как исторически возникающие формы мышления, и потому их необходимо
вывести, опираясь на весь исторический опыт развития общественной практики и человеческого
мышления.
И наконец нужно отметить, что автор мало ссылается на современные работы,
посвященные рассматриваемой теме, и совсем не полемизирует с авторами, писавшими о
проблеме формы и содержания. Все это сделано сознательно, так как критиковать не
обязательно указывать пальцем, это во-первых; а во-вторых, что самое главное, критика
должна быть «снимающей», т.е. должна не просто фиксировать негативные стороны
противоположной позиции, но и осуществлять по отношению к ней диалектическое отрицание.
Последнее же возможно только в том случае,
если и критикуемая, и критикующая стороны имеют общее основание, по отношению к которому
как раз и осуществляется отрицание. Таким основанием для рассматриваемой проблемы
может быть только конкретно-исторический механизм взаимодействия формы и содержания
мышления, который не проанализирован в ранее проведенных исследованиях и в воспроизведении
которого автор видит главную цель своей работы.
|
|